>> Главная » Новости » tjorn о фильме "ПОЕЗДКА К МАТЕРИ"
Четверг, 28 Мар 2024

Notice: Undefined variable: inset2 in /home/mfilm/m-film.ru/docs/templates/gk_gamebox/layouts/blocks/main.php on line 33

tjorn о фильме "ПОЕЗДКА К МАТЕРИ"

E-mail Печать PDF

XXIV Международный кинофестиваль «Фестиваль Фестивалей».

«Поездка к матери».

Почему-то он вспомнил, как пятнадцать лет назад на Цифэе Горбовский прощался со своей матерью. Горбовский и Бадер уходили к Трансплутону. Это очень печальный момент – прощание с родными перед космическим рейсом. Бадеру показалось, что Горбовский простился с матерью очень небрежно. Как капитан корабля – тогда он был капитаном корабля – Бадер счел своим долгом сделать Горбовскому внушение. «В такой печальный момент, – сказал он строго, но мягко, – ваше сердце должно было биться в унисон с сердцем вашей матушки. Высокая добродетель каждого человека состоит в том, что…» Горбовский слушал молча, а когда Бадер закончил выговор, сказал странным голосом: «Август, а у вас есть мама?» Да, он так и сказал: «мама». Не мать, не муттер, но – мама.

"Полдень, XXII век" братья Стругацкие


У нас у всех есть мама.


И все мы живём в сознании этого факта. Который воспринимаем, как некую данность. Не взирая на то, что есть и другой факт, который тоже  - данность, но о котором большинство из нас не особо задумывается, пока мы не оказываемся с этим фактом лицом к лицу. Точнее - пока нас не впечатывает этим самым лицом в этот самый факт, как в капитальную стену.


Факт этот состоит в том, что, чаще всего, мы переживаем своих матерей.
А это означает, что то, что у всех нас есть мама - явление сугубо временное. И большинство из нас однажды окажется перед необходимостью как-то жить после того, как это временное явление закончится.


Вот этой данности, о которой мы, как правило, не задумываемся "до того, как", и посвящён, прежде всего, прекрасный фильм Михаила Косырева-Нестерова "Поездка к матери" (Journey to the Mother).

А ещё это - кино о том, как можно быть очевидно разными и невероятно родными и близкими друг другу людьми, будучи детьми разных народов, но одной матери. Как можно говорить друг с другом буквально на разных языках, и понимать друг друга, потому, что некая, очень важная, очень "основная" часть двух разных людей принадлежит одному нерушимому основанию. И о том, как обрушивается это понимание на людей именно в тот момент, когда это самое основание внезапно ускользает из их жизни.
И о том, как по-разному чувствуются и проживаются людьми разных культур самые, казалось бы, общечеловеческие вещи - жизнь, смерть, любовь, боль, ярость, смятение и воля к сопротивлению. Только обретение гармонии и покоя приходит ко всем одинаково, как Бог и рассвет над морем.


И о том, какие мы, русские, всё ж таки, "плотные" люди. Как тесно, жарко, плотно, увесисто мы чувствуем и живём. Какой "слишком острой иголкой" мы "пришиты" к тем, кого любим и в ком нуждаемся. И как бесценны и невыносимы мы можем быть в этом своём "загадочном" свойстве "русской души".


И о том, что в отношениях родных и близких людей "перемена мест" сама по себе, в сущности, ничего не меняет. И, когда даже совсем большой мальчик едет навестить свою маму в деревне, совершенно не важно, в сущности, где находится эта деревня, и на каком языке говорит женщина, приносящая по утрам свежее молоко.


И о том, что для наших матерей мы никогда не вырастаем до конца. И - не только в их, но и в своих головах и душах.


И о том, что матери окончательно умирают только вместе со смертью своих детей.

Словом, весьма осмысленное и прекрасное кино, настоятельно рекомендую всем, кто любит фильмы в бессмертном жанре "невыносимая лёгкость бытия". А вот преданным почитателям блокбастеров можно не беспокоиться. Фильм - яркий пример того, что я называю "вообще не блокбастер". Понимаете? Есть блокбастеры, есть "анти-блокбастеры" (это всякое, так называемое, "альтернативное интеллектуальное кино", которое словно снято именно за тем, что бы показательно нарушить все каноны и правила блокбастера). А есть фильмы, которые в эту почтенную игру вообще не играют. Ну, вот "Поездка к матери" - именно из числа последних, несмотря на отличную режиссёрскую и операторскую работу, прекрасных актёров, картинные виды побережья Прованса и несомненную "хорошую темперированность" развития сюжета.


Словом, если вам нравятся фильмы без "морали", но - со смыслом, я искренне рекомендую воспользоваться возможность, предоставляемую проходящим сейчас в Санкт-Петербурге XXIV Международным кинофестивалем «Фестиваль Фестивалей».

Я от себя лично выражаю большую благодарность за встречу с этим фильмом организаторам "Фестиваля Фестивалей" и сообществу spbblog.

http://tjorn.livejournal.com/1792965.html