>> Главная » Рецензии
Суббота, 18 Ноя 2017

Рецензии

Евгений Григорьев «Океан». Россия-Куба

E-mail Печать PDF

Евгений Григорьев «Океан». Россия-Куба, 2008. Реж.: Михаил Косырев-Нестеров. В ролях: Хорхе Луис Кастро, Монсе Дуани Гонзалез, Алина Родригез Руис. 107 мин. Просмотрено: 14.06.09. За просмотр фильма благодарность магазину «Мир кино» (http://www.dvdmall.ru/).

Рыбак из бедной семьи Джоэль терпит поражение в любовном сражении: его подруга Марисэль выходит замуж за обеспеченного (по скромным кубинским меркам) пограничника Анхеля и вместе с ним покидает деревню, отправляясь в Гавану. Спустя некоторое время пути этих троих вновь сойдутся: у освоившегося в кубинской столице Джоэля серьезные виды на чемпионское звание по боксу и любящая подруга, но думает он по-прежнему только о Марисэль, связанной узами брака с Анхелем. Расклад, при котором третий всегда лишний, но страдают все трое. Фабула бесхитростная, извечный конфликт, дополняют который живописные реалии кубинской действительности, рыбацкие поселки и гаванские проститутки, боксерские тренировки и уличные музыканты, богемные гомосексуалисты и соседские склоки, и окружающий всё это великолепие океан. Который и кормилец, и поле битвы, и спаситель. Снятая на Кубе российскими кинематографистами лента «Океан» скрестила традиции итальянского неореализма полувековой давности и приемы провозглашенной фон Триером и компанией «Догмы-95»: здесь и интерес к жизни низов, и натурные съемки, и ручная камера, и импровизации, и цветная картинка, и отсутствие строгих жанровых канонов в пользу показа «реальности как таковой». Кубинские актеры «Океана», среди которых и театральные профессионалы, и люди с улицы, роли не играют, а безупречно проживают, как органичную часть своей собственной жизни. А в тех случаях, когда на естественность пластики накладывается мастерство профи, а такова, к примеру, работа Алины Родригез Руис, исполнившей роль матери главного героя, результат впечатляет вдвойне, заставляя вспомнить другую, великую материнскую роль – Анны Маньяни в «Самой красивой» Л. Висконти. Особый респект – работе камеры оператора Олега Лукичева, снимавшего до «Океана» фильмы А. Германа-младшего, К. Серебренникова и Р. Литвиновой. Фильм получился, проехал по десяткам фестивалей, едва ли окупился, но собрал кучу благожелательных отзывов, заставив лишний раз поразмышлять над отмеченным многими наблюдателями кубинским парадоксом оптимистичной нищеты, которой нет-нет, да и позавидуешь: настолько она, эта бедность и материальная ограниченность, солнечная и с достоинством. Вот только надолго ли?

http://vk.com/topic-2665454_3901150?offset=40

ИРИНА ПАВЛОВА: Фильм Михаила Косырева-Нестерова "Океан" пришел ко мне сам

E-mail Печать PDF

Киноликбез.

 
Фильм Михаила Косырева-Нестерова "Океан" пришел ко мне сам.
В тот год так получилось, что мне для Российских программ ММКФ нанесли такую прорвищу самотека - то есть картин, которых не было ни в каких списках, справочниках, каталогах, сделанных на свои деньги, на коленке, неизвестно кем и неизвестно как, - что я просто не успевала их смотреть.
Это при том, что год вообще был, в принципе, "урожайный", и показывать было что. А программа, как известно, большая, но не резиновая.
Поэтому я смотрела несколько минут, и, если чувствовала, что "мимо" (а мимо было почти всё), откладывала диски в долгий ящик, на случай, если образуется "дырка", которую придется затыкать в экстренном порядке.
Ну, вот и этот диск глянула одним глазом и выругалась: с ума парень, что ли, сошел: мне только еще фильмов про Кубу и кубинцев в Российских программах не хватало. Давайте еще научпоп про жизнь слонов или утконосов мне пришлите...
В общем, эту всю кипу дисков я отодвигала от себя каждый день, а фестиваль приближался, и настал миг, которого я боялась: надо было уже садиться и смотреть, а времени отсмотреть всё не было совсем.
И тогда я поделила кипу пополам и посадила смотреть одну из пачек мужа, у которого глаз-алмаз, о чем знают все, кто когда-то дебютировал в "Мастерской первого и экспериментального фильма".
Вот он-то и заорал мне из другой комнаты: "Иди сюда, тут чудо какое-то!".
Он намного добрее меня, это именно у него "Гоголи-то как грибы растут". Так что я не особо побежала.
Но он оторвал меня от смотрения моей пачки и заставил сесть смотреть с ним.
Я хотела было вякнуть про то, что "я это уже видела", когда фильм внезапно меня захватил, я даже сразу не поняла - чем.
Просто захватил и потащил незнамо куда. На Кубу.
Потом, пересматривая его, я поняла: тем, по чему давно скучало сердце, мотивом почти чеховским, из "Трех сестер" - "Надо жить, хочется жить, будем жить".
Ибо фильмов о том, что как бы ни была ужасна, невыносима, нестерпима жизнь - она всё равно благословение, и требует от человека приятия, а не злобы и ненависти, - я давно уже не видела. И тут - случилось.
И как же я потом затаскивала, зазывала людей на эту картину, как говорила о ней в каждом интервью, всё время... Но отклика почти ни в ком не нашла. При словах "Куба и кубинцы" у всех коллег (в том числе - и фестивальщиков) быстренько потухал глаз (как и у меня когда-то), и в вежливых улыбках читалось: "Не хватало нам только еще научпопа про слонов или утконосов"...
Так фильм "Океан" и канул в Лету, почти никем не виденный, кроме преданных зрителей Российских программ...
Исчез с горизонта и режиссер, поменявший телефоны... Я об этом очень горевала, но, к счастью, сейчас оказалось, что он снимает новый фильм.
Надеюсь, такой же полный чувственной радости бытия, такой же философский, такой же наполненный и живой.
Потому что живого-то в нашем кино с каждым днем всё меньше, а не всё больше. И я уж думала, что так теперь всегда и будет.
Ошиблась, - и ура.

https://www.facebook.com/pavlovairen/posts/485642591545806


...Это была трогательная история дружбы двух артистов, вместе покинувших цирковой манеж

E-mail Печать PDF

«Это друг, с которым можно позаниматься, который на твои искренние чувства отвечает взаимностью. Когда речь идет о дружбе людской, то сомневаешься - бескорыстна ли она. А тут именно дружба, настоящая дружба»

                                          (И. Кантемиров).

«Асуан, как ты спал? Поцелуй меня. Вот так, молодец!» - так начиналось их каждое утро.
«Асуан, ты не устал сегодня? Ну, хватит целоваться!» - и почти так завершался их рабочий день.
Настоящая и необыкновенно чистая дружба связывала этих артистов. Каждый день Ирбек спешил к своему Асуану, с которым они вместе вспоминали прожитую жизнь...

Благородство, соединенное со смелостью, и сила, спаянная с добротой, с какой-то особой мягкостью... Эти чувства рождают первые кадры документального фильм «Прощай, Асуан», посвященного памяти народного артиста СССР Ирбека Кантемирова (автор сценария и режиссер Вадим Цаликов).

Это тот Ирбек Кантемиров, который впервые в мире, мчась на спинах двух коней, брал барьеры; трюки «под живот» и «вокруг шеи» делал с завязанными глазами. Это его «вертушка» вызывала непревзойденный эффект: с кинжалом в зубах Ирбек делал в воздухе неповторимые «прыжки». Это тот прославленный конник из Северной Осетии, который возглавлял первоклассную труппу наездников. Его имя широко известно кинематографистам. Вместе со своими товарищами он снялся более чем в пятидесяти фильмах. Те, кто видел кадры из фильма «Смелые люди», до сих пор помнят бешеный аллюр коня и головокружительный прыжок на мчащийся поезд. Помнят, как на знаменитом Буяне преодолевал наездник любые препятствия, прыгал через огонь... Это Ирбек дублировал известного советского актера Сергея Гурзо. Для съемок фильма Ирбек и его отец подготовили сорок лошадей. Джигиты Кантемировы разработали свою, кантемировскую, систему подсечки, когда на полном скаку лошадь переворачивается вместе со всадником.

Этот прием почти исключал угрозу жизни не только всадника, но и лошади. «Кантемировы не только проложили дорогу советской коннотрюковой кинематографии, они показали пример бережного, гуманного отношения к животным. Ни одна лошадь не была убита, не получила тяжелых повреждений. Это был, наверное, тот редкий случай, когда невыполнение плана принесло радость: предусмотренная в смете гибель семи лошадей не состоялась...» (Марьяновский В. Кантемировы.
1978 г.).

Бережное отношение к лошадям - таков был закон для Ирбека Кантемирова. «Я волновался: мне предстояло приветствовать своих земляков на моем любимце Асуане, - вспоминал Ирбек одно из выступлений. - И вот мой выход. Торжественным парадным шагом выступает на середину сцены Асуан и замирает в поклоне. Я в древнем приветствии прикладываю руку к сердцу. И, как в молодости, чувствую себя влитым в седло.

Проезд по кругу - и начинается номер. Нас забросали цветами, оглушили аплодисментами. Это был мой праздник, моих родных, моей маленькой, но гордой Осетии...»  И таким успешным было каждое выступление Ирбека и Асуана.

Звучит знакомая осетинская мелодия. Под нее благородно и гордо исполняется грациозный танец. Его исполняет белый конь. Ирбек его называл «Асуаня». Передвигаясь по цирковой арене в такт музыке, Асуан - счастлив. Счастлив так же, как и его друг Ирбек. Они преданы друг другу. Эта преданность, любовь, взаимопонимание в каждом их движении... Мы видим потрясающее, дух захватывающее выступление двух артистов. А потом - шквал аплодисментов!

Так начинается фильм «Прощай, Асуан», который сразу же увлекает зрителя в далекий и в то же время совсем близкий мир, где происходят события, заставившие затрепетать сердце, пробить слезу...

Кадры выступления на арене сменяет голос Ирбека Кантемирова. А вот и его лицо... Народный артист перешагнул семидесятилетие. Мастер по-прежнему изящен, строен, легок. И сегодня ему впору черкеска, сшитая матерью полвека назад. Он рассказывает о своих успехах с Асуаном, глаза его молодо блестят...

О лошадях Ирбек мог говорить часами... Что может быть прекрасней верховой езды, общения с таким умным, красивым животным, как лошадь?! Взаимопонимание животного и человека - необходимое условие для их красивого и непринужденного общения, гармонии и творческого успеха. Но так ли это легко?..

Ирбек работал с Асуаном, да и со всеми лошадьми, в три-четыре раза дольше принятого срока. Он общался с ними как с людьми: и хвалил, и ругал их.

Любимец Асуан - арабский скакун. Дед Асуана был подарен Хрущеву президентом Египта Насером. Его отправили на конный завод. Родились жеребцы. Одного - Асуана - цирк купил для Ирбека. В 1993 году в Голландии за Асуана Ирбеку предлагали 40 000 долларов.

В 1994 году, когда они вместе ушли на пенсию, Ирбек не захотел оставлять своего партнера и выкупил его у цирка. Конная милиция. 1996 год. Утро. В кадре мелькают чисто убранные коридоры. Слышны быстрые, до боли знакомые Асуану шаги, возглас приветствия. В ответ - громкое ржание и бесконечная радость встречи. Их привязанности нет предела.

Смотреть на них - огромное удовольствие. Сердце переполняют добрые чувства к этим артистам. Происходит трогательный диалог, где комментариям нет места.

А дальше опять будни, рабочие моменты... И стоп! Вот этот кадр дорог. Крупным планом показаны Ирбек и Асуан. Не произносится ни одного слова. Только глаза, уставшие глаза Ирбека, в которых вся пройденная жизнь, и спокойно стоящий Асуан. Мы слышим их дыхание...

«Асуан, а помнишь?» - держа под уздцы Асуана, Ирбек задумался... О чем он думал? О многом... О святом для него. О том, как все начиналось...

«Браво!», «бис!», «потрясающе!». Не смолкают аплодисменты. Мелькают перед глазами копыта. Выступление вызывает бурю оваций... «Ну что, Асуан, пошли домой!» - с грустью произнес Ирбек. 9 мая 2000 года Ирбек и Асуан последний раз выступали вместе...

Слышна мелодия. Мелодия красивая, но не предвещающая ничего хорошего. Неужели всё?!

Асуан озирается, ждет его, Ирбека, который уже никогда не придет. Цветные кадры сменяются черно-белыми. Это похороны народного артиста страны, пятикратного чемпиона страны по конному спорту, мастера спорта СССР, а самое главное, единственного друга Асуана.

«Хотя бы предупредил, что не придет сегодня», - словно хочет сказать Асуан. Обида в его глазах постепенно сменяется тоской и отчаянием. Уже день, неделя, месяц, год... А его все нет.

Ростовская конная милиция... Утро или вечер - все равно. В кадре мелькают не так чисто убранные конюшни. Уже давно не слышно быстрых, до боли знакомых Асуану шагов и родного приветствия. Только тишина и бесконечная безысходность. Но большая привязанность не дает покоя.

Ощущение неустойчивости земной тверди под копытами... Асуан отчаянно поднимается, вытягивается. В памяти словно оживает тот удивительный мир, в котором - любимый цирковой манеж, шквал аплодисментов, дорогие слова и ласка... нет, не хозяина - друга! Друга, который в это утро не пришел... Асуан делает поклоны, как учил его Ирбек... Он начинает переставлять ноги, как учил его Ирбек... Асуан вновь вступает в прошлое... Раздаются восклицания «Браво!», «Бис!», звучат аплодисменты. Это может слышать только Асуан. Он бесконечно повторяет те движения, которые когда-то приносили успех и ему, и Ирбеку на цирковой арене. А Ирбека все нет и нет...

Его манит цирковая арена, он не может преодолеть мерцающую мглу. И вдруг все исчезло, радужные видения поглотил тусклый грязный свет конюшни, где находится Асуан. Все вмиг отодвинулось. Было мучительно больно вновь услышать странную тишину, которую нарушали неугомонные мухи и еще много странных звуков, к которым начал привыкать Асуан...

В кадре - неподвижный Асуан, направивший куда-то далеко тоскливый взгляд своих больших печальных глаз... Падает снег, завершая трогательную историю дружбы двух артистов, которым пришлось сказать друг другу «Прощай»...

- Как-то я спросил у Ирбека Алибековича, какую книгу он считает своей любимой, - вспоминает режиссер Вадим Цаликов. - Он ответил: «Прощай, Гульсары» Чингиза Айтматова. Помолчав, он добавил: «Это лучшая книга о человеке и коне»... Прошло несколько лет, и я снова вспоминаю его слова. Вспоминаю и понимаю Ирбека. Ведь так трудно сказать последнее «Прощай» своему другу...

Анжела Дженикаева. Владикавказ.

Кубинский фильм русского режиссёра

E-mail Печать PDF

Дмитрий Гришин
29 ноября 2010 г.


Сколько-то времени назад я какими-то случайными путями узнал, что есть такой фильм, "Океан", который ещё два года назад снял наш режиссёр Косырев-Нестеров на Кубе, с кубинскими актёрами. В кино он если и шёл, то хило, не заметил, да и вообще следов оставил мало, но в тех редких упоминаниях, которые удавалось найти - отзывы были положительные. Зароненное таким образом зерно интереса проросло только сегодня, но всходы его оказались плодотворны. Фильм действительно хорош, совершенно, на неискушённый взгляд, кубинский, и выдавали только русские титры. С чего вдруг Косыреву вздумалось снимать кубинскую историю - бог его знает, но снял, и снял так, что получилось очень хорошо, это и "слепок" с Кубы конца двухтысячных, с последними на планете искренними первомайскими демонстрациями, и прекрасная Гавана, обшарпанная как Петербург начала девяностых, и дивные страстные кубинцы, и океан (точнее, Карибское море), постоянный спутник и кормилец острова-авианосца... Сама история, повторюсь, показалась мне поистине латиноамериканской, хотя быть может, сами латиноамериканцы так бы не подумали, но оператор (Олег Лукичёв) был на высоте, и через глазок его кинокамеры мы видим такой максимум самого захватывающего и особенного на острове Свободы, который только и можно поместить в художественный фильм.

http://karpol.livejournal.com/155235.html

"Океан" Михаил Косырев-Нестеров

E-mail Печать PDF

galina_guzhvina

31 августа 2010 г.


Куба с самых давних пор не могла не манить отечественных кинематографистов. Она фотогенична, как ни одна другая страна, но вместе с тем редкая ее красота не растаскана по киноподелкам сомнительного качества, не коммерциализирована, не растираживана до абсурда, клюквы, китча, отвращения - как это произошло со многими десятками прелестных, но, увы, легко доступных для голливудских продюссеров уголков. Снимая натуру на Кубе, необязательно исхитряться, оригинальничать с ракурсами, авторски окрашивать создаваемый мир - наводи камеру практически куда угодно, и мир живой, горячий, солнечный, бесконечно щедрый, почти подавляющий буйством своих красок возникнет сам собою, практически помимо авторской воли. Впору почувствовать себя демиургом, со-творцом, как в афрокубинских религиозных культах, проникнуться ими, стать магическим реалистом - как когда-то проникся и стал Карпентьер, отмечавший, что на Кубе нельзя не быть поэтом, ибо очень уж располагает... Таким образом, длившееся почти полвека неиспользование нашими кинематографистами очевидных преимуществ, предлагаемых такой эксклюзивной натурой, должно иметь какое-то логическое объяснение. Я полагаю, дело здесь в той планке, которую установили в отношении предмета великие Калатозов и Урусевский. Рядом с их монументальной фреской другие, казалось, ощущали себя лилипутами, а свои потуги в эстетически смежном направлении - мышиной возней. Теперь же "нету их - и все разрешено". И я этому очень рада. Не тому, конечно, что "смежили очи гении", а тому, что, наконец, настало время, когда стали слышны голоса молодых, уважающих, но не подавленных чрезмерным пиитетом. Михаил Косырев-Нестеров из таких.
Его можно смело назвать российским неореалистом нулевых. В "Океане" он работает так же, как работали когда-то Пазолини и Годар - балансируя на грани между веритэ и художественностью, но поэзия, вносимая им в работу, наша, отечественная. Его оператор Олег Лукичев намеренно внимателен к частному; хотя  общих видов благородно стареющей Гаваны, кровавых закатов, перламутрового неба, прибрежных скалистых и в асфальт одетых перспектив в фильме тоже достаточно, частное оказывается важнее, символичнее, значительнее. Подлинность же снимаемого материала вообще какая-то метадокументальная, осязаемая - будь то капли пота на загорелом лбу или свежий хлеб в пекарне, крем торта, рыбный улов, роскошные формы темнокожей хинетеры, древний трактор "Белорусь", местные певцы и гитаристы, День Революции, десятки звездоносных развевающихся флагов на высоких древках....
Удивительно приятно то, что режиссер не попался в наготове стоящую ловушку, не ушел в столь модный сейчас магический реализм, остался по сю сторону реальности - очень тонко почувствовав, что и в ней еще поле не пахано, в уходе нужды нет. Тем более мощнейшие актеры - все оттуда, с Острова Свободы - позволили ему овладеть реальностью в полной мере. Выдающийся фильм. Смотреть обязательно.

http://galina-guzhvina.livejournal.com/12789.html

Patria o Muerte

E-mail Печать PDF

Patria o Muerte

АВТОР: Z ( zubulindm)
2009-04-27  


Я иногда думаю, а о чем мечтают все те люди, живущие на островах, фотографии которых у нас на рабочих столах? Все те пресловутые туземцы с их бесхитростной и простой жизнью, столь далекой от кризисов. Загорелые и улыбчивые ловцы крабов, моллюсков, морских ежей и прочей дряни.

Подозревают ли они, что миллионы офисных работников каждое утро смотрят на экраны, видят эти очаровательные пальмочки, стремительные лодочки и невыносимо прозрачную воду; вздыхают, потирают отдавленную в метро ногу и открывают корпоративный почтовый ящик. Вообще ― догадываются ли эти красивые люди о нашем существовании? Понимают ли, что их обычная жизнь ― это запредельная мечта парня на кредитной Мазде с дорогими часами на запястье?

Мне хочется верить, что они счастливы. Что они, черт побери, самые счастливые люди на свете. А если нет, то тогда вообще все теряет смысл. Ведь каждый второй, с кем ни поговоришь, искренне мечтает быстро сделать карьеру, накопить денег и бросить все нахрен. Ведь, согласитесь, "Сан-Мигель-дель-Падрон" куда благозвучнее, чем "Шоссе энтузиастов", а "Ла-Хабана-дель-Эсте", чем "Бибирево".

Я не хочу верить, что все это ― очередной медийный гипноз с целью манипулирования моими потребительскими предпочтениями. Я искренне хочу чтобы они там все были счастливы. Чтобы им не нужны были распродажи в OGGI и скидки в "Кофе-Хаузе". Пусть их дух будет свободен, а разум светел. Пусть они будут такие, какими мы их представляем себе.

Пусть вечный Фидель говорит пламенные многочасовые речи, а перед зданием ООН развиваются черные флаги, не пускающие в окна солнце; пусть океан никогда не испошлится, а на пляжах не будет продавцов шаурмы; пусть ночью будут сигары и ром, а утром кофе и ветер; пусть люди будут добры, а любимые ― рядом.

Ведь если так, то у меня еще есть мечта. А с мечтой все как-то легче.

Я просто намедни посмотрел фильм "Океан" (он про Кубу), а сейчас читаю размышления Фиделя, вот и навеяло. :)


http://zubulindm.livejournal.com/24480.html?thread=137376

Океан жизни

E-mail Печать PDF

На берегу океана стоит небольшая деревушка, в которой живет бедный рыбак Джоэль со своей семьей — мамой и двумя младшими братьями. Джоэль молод, беззаботен и счастлив. Его жизнь — проста и бесхитростна. Его мир заполнен ярким солнцем, лазурной водой и любовью к красавице Марисэль. И в один прекрасный день этот мир рушится, потому что Марисэль выходит замуж за пограничника Анхеля и уезжает в Гавану, отдав предпочтение комфортной жизни в городе, а не «раю в шалаше» с Джоэлем. И парнем овладевает тоска. Он больше не хочет быть рыбаком.

Джоэль уезжает в Гавану в надежде начать новую жизнь и добиться успеха. Но что молодой деревенский парень знает о жизни — тем более, о жизни в большом городе? С первого же дня все идёт не так, как он думал. Город живет по своим законам, и Джоэлю, привыкшему жить так, как хочется, приходится приспосабливаться к обстоятельствам. У него появляются новые, неожиданные знакомые, работа, а со временем появляются и  перспективы. Парень подает большие надежды, как боксер. Но неожиданно он  встречает свою возлюбленную Марисэль, и старая страсть с новой силой вспыхивает в молодом сердце…

Чем всё это закончилось — вы узнаете сами, когда посмотрите этот фильм. Теперь, на правах человека, который фильм уже посмотрел, я хочу поделиться с вами своим ощущениями от увиденного (собственно, ради чего я и взялся писать этот отзыв).

Главное достоинство фильма — потрясающая операторская работа. Каждый кадр — как хорошая фотография, самобытен и наполнен смыслом. Добавьте к этому великолепные кубинские пейзажи и звук, настолько реалистичный, что вы буквально погружаетесь в то, что происходит на экране… В общем, если вы эстет — вам обязательно надо посмотреть этот фильм!

Слабое место «Океана» — сюжет. Повествованию откровенно не хватает динамики, и это начинает особенно ощущаться, когда глаз адаптируется к красивой и, на контрасте с нашей московской серостью, непривычно яркой картинке. Но благодаря отличной актерской игре этот недостаток сглаживается. Тем, кто хочет пойти на фильм: обратите внимания, насколько глубоко прорисован образ матери. Актрисе, сыгравшей мать Джоэля, мое искреннее зрительское спасибо!

Ну и, конечно, идея. Под ярким кубинским солнцем, среди бескрайнего океана на маленьком островке земли развертывается вечная тема Становления человека и Поиска себя. «Туз  — он и в Африке туз», а молодость  — она везде молодость, и ошибки у неё везде одинаковые. Сколько молодых людей покинуло родные края в поисках счастья  — для того, чтобы обнаружить, что счастье всё это время был именно там, откуда они уехали. Так и Джоэль, оставил привычную жизнь и окунулся в совершенно чужой ему мир Большого города … мир, в который Джоэль так и не смог вписаться. И мы это чувствуем на протяжении всей «гаванской» части фильма. Почувствует это и сам Джоэль, но, увы, поздно.

Что ж, как говорится, опыт — это то, что вы получаете, когда не получаете то, что хотели

 

http://www.kinopoisk.ru/level/79/user/379035/

"Океан": НИНА ЦЫРКУН - Три цвета

E-mail Печать PDF

ИСКУССТВО КИНО № 8, 2008 г.

"Океан": НИНА ЦЫРКУН - Три цвета


«Океан»

Автор сценария, режиссер Михаил Косырев-Нестеров

Оператор Олег Лукичев

Художники Марина Ананьева, Ирина Лунина

Звукорежиссер Евгений Чайко

В ролях: Джордж Луис Кастро, Монсе Дуане Гонсалес,

Алина Родригес Руис, Янаси Ордонес Дана,

Нардо Местре Флорес

Киностудия «М»-фильм при участии ICAIC, при финансовой

поддержке Федерального агентства по культуре и кинематографии

Россия — Куба

2008

Я, конечно, могу ошибаться, но и понять не могу, почему этот фильм не оценили ни на «Кинотавре», ни впоследствии на Московском кинофестивале, где он был показан в рамках Российских программ.

Тут, на мой взгляд, какая-то мистика, связанная с отношением у нас к реальной Кубе, которая в советские времена считалась чем-то вроде нашей далекой провинции (если не сказать колонии), не заслуживающей никакого внимания, не представляющей никакого интереса — ни исторического, ни художественного, кроме климатического. А с перестройкой Куба и вовсе исчезла с нашей карты мира.

Была да сплыла. Утонула, оставив по себе память-послевкусие приторного коктейля «Гавана либре». А потому для меня «Океан», полнометражный дебют Михаила Косырева-Нестерова, российско-кубинская копродукция, стал открытием.

«Океан» в буквальном смысле авторское кино: режиссер сам написал сценарий. Первоначально он собирался снимать на Гоа, но, побывав на Кубе, влюбился в ее желтый песок, синий океан, яркое солнце, познакомился с людьми, сценарий переписал и представил нам страну, о которой мы не имеем никакого представления. (Съемки велись в рыбацком поселке Морильо провинции Пинардель-Рио и в столице.) Оператор Олег Лукичев свое ощущение Кубы выразил локальными цветами, в основном красным, синим, желтым — цветами революции, океана, солнца, одновременно передающими человеческую теплоту, энергию и жизнь, построенную на контрастах.

Лукичев работал только ручной камерой; в фильме нет ни одного кадра, снятого со штатива. По обоюдному согласию режиссер и оператор намеренно отказались от предварительной раскадровки, чтобы максимально избавиться от классического мышления кадрами, стараясь схватить «жизнь врасплох».

«Океан» — факт не только культурный, но и социальный, что в нашем кинематографе — реликт и раритет.

Существенно уже то, что дебютант в полнометражном игровом кино, который закончил ВГИК в начале 90-х, набравшись жизненного опыта, прежде всего восстановил связь с отечественной традицией, начатой в 1964 году Михаилом Калатозовым и гениальным оператором-новатором Сергеем Урусевским, — я имею в виду фильм «Я — Куба». Косырев-Нестеров продолжил линию «кубинского неореализма», аккуратно, бесшовно вписав вымышленную мелодраматическую историю в документальный контекст современной жизни острова, так что профессиональные актеры, говорящие в кадре по-испански, выглядят столь же убедительно живыми, сколь и случайная массовка, пойманная в объектив прямо на улицах Гаваны.

Жестокая (в латиноамериканском духе) любовная «драма с убийством» про молодого парня Джоэля (эту роль сыграл студент театрального института Джордж Луис Кастро) из захолустной деревушки, помимо его воли вытолкнутого в эмиграцию на утлой лодчонке, проводится через разные слои современного кубинского социума, включая те маргинальные низы, вроде проституток и гомосексуалистов, которые из социалистического «контента» автоматически исключаются.

Так что сами кубинцы эту картину вряд ли в ближайшем будущем увидят, хотя и снята она при поддержке кубинского посольства в России. (В качестве партнера выступил также ICAIC — Кубинский институт искусства и кинематографической промышленности.

Океан — не только название, но и (во многом благодаря искусству оператора) один из главных «героев» фильма, задающий фрейдистский подтекст желания вернуться к состоянию внутриутробного блаженства, к которому подсознательно стремится Джоэль с его «социалистической» инфантильностью и наивной беззащитностью. Для него океан — это и «море любви», и дом родной, в котором он чувствует себя как рыба в воде. Это свойство, явленное в открытых, не сдерживаемых условностями страстях, забытых в нашем житейском море, заболоченном «офисным планктоном», одновременно связывает современного российского зрителя с историческим прошлым и позволяет ощутить ту дистанцию, которую прошло наше российское общество после перестройки. Кадры народных шествий в честь 1 Мая, напоминающие советские праздничные демонстрации, навевают ностальгические эмоции, которые тут же и теряют свой безмятежный флер благодаря вставке о ребенке, потерявшемся в толпе одинаково одетых людей. (Как выяснилось, этот эпизод действительно произошел на съемке в Гаване и вполне органично вошел в фильм.) Общий фон социалистической действительности размывается накапливающимися конкретными деталями из частных жизней, предвосхищающими неизбежные социальные перемены, которые мы уже успели пережить, и это создает у российского зрителя ощущение некоего психологического комфорта.

Потерявшегося в толпе демонстрантов ребенка зовут Иван. Это имя, как, разумеется, и сам мальчик, — напоминание о былых советско-кубинских связях с Островом Свободы. Об отце, в память о котором назван Иван, мы ничего не узнаем; он исчез из жизни своей подруги, видимо, так же внезапно, как и прочие советские (по преимуществу военные) специалисты. Фильм не случайно начинается с эпизода, в котором Иван тоже пропадает — в тот первый раз он едва не утонул в океане и был выброшен волной на скалы. В отличие от старшего брата Джоэля, полурусский Иван все же только наполовину «сын океана». А их мамаша — безмужняя женщина, прижившая троих детей от разных отцов, сохранившая кое-какие отношения только с одним из своих мужчин, который служит тут же, в деревне, в пограничной охране. Благодаря его покровительству ей и удалось отправить сына за границу, хотя этот случай сам по себе на Кубе не редкость: как сообщил режиссер, за время съемок туда переправились человек сорок, да и в самом фильме есть эпизод, связанный с поисками перебежчиков. Жизнь в деревне течет по веками сложившимся традициям и привычкам. Наверное, революционные преобразования не очень-то ее коснулись. Люди здесь не привыкли к богатству, и пайковое распределение на них не отразилось — рыбы в океане много, разве что за ловлю лангуст, если уличат, могут оштрафовать. Нравы тоже архаичные, в меру суровые, но в океане никто не увидит, чем ты там занимаешься в лодке с любимой девушкой. Джоэль влюблен в кокетливую красотку Марисель, собирается жениться, но накануне свадьбы родители девушки решили отдать ее за жениха побогаче, пограничника Анхеля. В расстроенных чувствах Джоэль уезжает искать счастья в Гавану, но, оказывается, этот столичный город, как и Москва, слезам не верит; у притомившегося доверчивого провинциала прямо на набережной из-под головы вытаскивают рюкзачок со всем немудрящим добром.

По законам мелодрамы он находит сочувствие и приют у проститутки, которая проникается к нему нежными чувствами. А дальняя родственница, мелкая предпринимательница, пристраивает на работу. Вскоре у Джоэля обнаруживается боксерский талант и он попадает в дебри спортивного бизнеса, где царят неспортивные законы. В матче, который Джоэль должен был выиграть, рефери присуждает победу его противнику. Параллельно находит продолжение и любовная линия: в Гаване Джоэль случайно встречается с Марисель, и латиноамериканские страсти вспыхивают с присущим им накалом, начинаясь огненным танцем, а заканчиваясь, как полагается, смертоубийством.


Поскольку на Кубе за убийство полагается смертная казнь, Джоэль вынужден покинуть родную страну. Таким образом, причина его эмиграции не политическая, и потому кубинские власти, ознакомившись со сценарием, дали разрешение на съемки. При том что в основе сюжета — любовная мелодрама, фильм проникнут безотчетной тревогой, предвещающей близящиеся перемены. Условный «саспенс» связан не с пресловутым роковым «треугольником», а с тем социальным контекстом, в который погружен фильм. За парадным фасадом шумной первомайской демонстрации скрываются и страстная перепалка доведенных до последней черты обитательниц трущоб, грозящая при случае перейти в схватку не на жизнь, а на смерть (только дай команду!), и расползающиеся по всем социальным слоям «родимые пятна» коррупции, и вышедшие из-под строгого морального контроля «явления» проституции и воровства... А вынужденная эмиграция Джоэля, оставившего дома все, что ему было дорого, вселяет надежду на то, что не за горами время, когда он сможет вернуться.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                   http://kinoart.ru/2008/n8-article6.html

«Океан». Для влюбленных… в Кубу

E-mail Печать PDF

 Автор: Brilliance_Ksu
Дата: 04 Мая 2009
Сюжет фильма «Океан», снятого Михаилом Косыревым-Нестеровым, незатейлив и прост. В приграничной кубинской деревушке у самого синего океана жил-был с двумя братьями и матерью рыбак Джоэль. И была у Джоэля невеста красавица Марисель. А дальше как водится предательство, измена, поиски себя, месть и …снова любовь. Но эта простота сюжета намеренна. Для влюбленного в Кубу русского режиссера история Джоэля и Марисель стала лишь поводом, чтобы поведать нам о своей Любви – о своей Кубе.

Сочная кубинская сальса-свадьба, стены домов Гаваны, испещренные морщинками трещин и родимыми пятнами отсыревшей штукатурки, улыбающиеся прохожие и беззаботное купание в океанских волнах, простой труд, запах жареной рыбы и свежеиспеченного хлеба, виниловые пластинки и неторопливая простота жизни, много музыки, живых эмоций и теплоты отношений…А лейтмотивом ветер и океан …океан ветра, влекущего к берегу могучие волны, развевающего белье, бережно развешанное на веревке материнской рукой, натужно треплющего полотнища флагов, заставляющего трепетать волосы любимой.

Рисуя портрет Возлюбленной Кубы, режиссер говорит с нами на языке цвета. Основные в его визуальной палитре три цвета кубинского флага.
Сияющий белый – свет поглощающего тебя без остатка кубинского солнца, цвет океанской пены и открытой немного лукавой белозубой улыбки собеседника, цвет стен родного дома и верности. Ему противостоит ярко-желтый – манящий и искушающий - цвет измены.
Бирюзово-синий – океан ранним утром и небо над головой, цвет дружеской поддержки и бескрайней, летящей свободы.
Красный - цвет материнского начала и борьбы, земли и кровного родства, любовного прорастания друг в друга и пульсирующей боли разрыва.

Все это философское разноцветье щедро приправлено органично-проникновенной актерской игрой и украшено классной операторской работой.

Рекомендуется для просмотра истинным сальсерос, любителям хорошего кино, персонам, влюбленным в Кубу, и просто влюбленным.

http://www.e1.ru/talk/forum/read.php?f=115&i=19343&t=19343


Страница 1 из 4