>> Главная » Рецензии
Воскресенье, 25 Июн 2017

Рецензии

Человеческая душа - стихия

E-mail Печать PDF

Я всегда как-то с опаской отношусь ко всяческим арт-хаусным фильмам и явлениям. Но после просмотра «Океана» я решила, что теперь я люблю арт-хаус, потому что рождается такое кино! Фильм необычный. Только спустя полчаса после просмотра пришло осознание, ЧТО это было. Это фильм, безусловно близкий русскому зрителю, потому что снят русской (в большинстве своем) командой во главе с русским режиссером про кубинцев. Кубинцы эмоциональные открытые люди, кроме того у них отличная актерская школа — смотреть на их игру одно удовольствие. Их эмоции во всем — это проявляется не только в «стандартной» ругани на улице, но и в обычных разговорах и беседах. Открытые, жизнерадостные, самобытные люди — что может быть интересней. Кубинцы как нация достойны особого внимания. Фильм снят по реальному сюжету и в реальной рыбацкой деревне. Вообще режиссер старался сохранить максимум реалистичности в обстановке — это всегда в плюс любой картине. Деревни, которая являлась декорациями, по словам режиссера, из-за недавнего торнадо практически стерло с лица земли. Печально.

Актерская игра без комментариев — настолько веришь им, что иногда кажется, что смотришь реалити — шоу. Постепенно к героям проникаешься как к родным людям — почти родными становятся милый парень Джоэль (главный герой) ,его мать, братья и бабушка, его тренер и жена тренера, соседка по квартире и другие.

Высококлассная операторская работа лично для меня оказалась трудной для восприятия — глаза порой просто напросто уставали бегать по экрану, и даже пару раз закружилась голова от напряжения в глазах (не спорю, может мне пора записаться к окулисту). Велась съемка камерой без штатива для эффекта присутствия, много съемки очень крупным планом, быстрые передвижения. В общем, необычные решения.

Сам сюжет фильма достойный. Подобные темы раскрывались много раз («Москва слезам не верит», «Карнавал» и т. д.) — переезд молодого человека (девушки) из деревни в город с целью изменить свою жизнь и т. д. Один из таких очередных покорений большого города в «Океане» не выглядит избитым. Реалистичность событий, великолепная актерская игра заставляют искренне верить, что такое видишь в первый раз, потому что это жизнь обычного простого человека, очень правдоподобно воплощенная в фильм. Лично у меня нет претензий по поводу недостоверности, сказочности в фильме. (Единственное, есть вопрос по одному эпизоды, где в начале фильма после драки сначала бровь не разбита, а позже бровь вдруг кровоточит., что сразу заметили зрители в зале — кто-то даже возмущался). Бывает.

Отдельная тема — семейные ценности. Вообще на Кубе, как говорят, семья это действительно ценность, а не просто понятие. И мы это видим и ощущаем каждую минуту, когда в кадре эта хорошая, дружная семья Джоэля. Он любит своих братье, а они любят его. Их мать, чудесная, заботливая, открытая женщина, растит и воспитывает одна троих сыновей. Ощущение крепкой, настоящей семьи исходит от этих людей. Семья это истинная ценность — об этом негласно напоминают нам.

Почему название именно «Океан» — наверное, у каждого есть свои соображения по этому поводу. Самое первое, что понимаешь после просмотра, что человек это океан. Душа человека бесконечно глубока, непостоянна и порой непредсказуема. Слишком простая аналогия? А почему бы и нет? Прелесть названия «Океана» — простор фантазии и мысли. Отличное кино!

 

http://www.kinopoisk.ru/level/79/user/517082/

Куба, солнце, любовь, вечнность

E-mail Печать PDF

ПОЛИТ.РУ

Куба, солнце, любовь, вечность

19 Сентября 2008г.                                                                                                                                                 

 

Татьяна Елькина

В Нижнем Новгороде в киноцентре «Рекорд» 18 сентября прошел показ фильма Михаила Косырева-Нестерова «Океан», уже демонстрировавшегося ранее в рамках Московского международного кинофестиваля, а в дальнейшем запланированного для участия в кинофестивалях в Японии и Латинской Америке.

Картина оригинальна уже тем, что съемочная группа была полностью российской, а актерами выступали исключительно кубинцы. Сам фильм, соответственно, полностью снят на Кубе. Странное по нынешним временам сочетание творческих усилий дало довольно интересный результат.

Конечно, производит впечатление натура – экзотическая природа, нищенский быт, гаванские гордые и опшарпанные особняки в колониальном стиле, живые характеры героев, рыбная ловля, первомайская демонстрация, деревенская свадьба и прочее. Есть на что посмотреть хотя бы чисто из любопытства.

Очень своеобразна операторская работа небезызвестного Олега Лукичева (кстати, по словам режиссера, идея снимать фильм на Кубе принадлежит именно Лукичеву): фильм снят на подвижную камеру, без использования штатива. И отлично смонтирован. В результате он получился очень динамичным, насыщенным мелкими подробностями, которые как раз и позволяют почувствовать весь колорит Кубы, создать ее неожиданно глубокий образ. Судьба же отдельного кубинского юноши Джоэля в данном случае воспринимается большей частью как способ рассказать об этой стране и об этом народе.

Этот же прием эффективно сработал в фильме Фернанду Мейреллиша и Кати Люнд «Город Бога» (2002г.). Ведь то, что бедный выходец из трущоб, кишащих бандитами и наркоторговцами, осуществил свою мечту и стал фотографом – в картине Мейреллиша и Люнд далеко не самое важное. Из всех бесчисленных деталей, которые режиссеры вываливают перед зрителем в псевдохаотичном порядке, выстраивается полновесный и глубокий – жуткий, но яркий и живой – образ Города Бога.

У Косырева-Нестерова в «Океане» этот прием работает ни чуть не хуже, но вскрывает уже не бразильский, а кубинский колорит, образ жизни и мировосприятие.

Также есть сходство у режиссеров и в подходе в выборе актеров: Мейреллиш собрал в основном непрофессиональных и малоизвестных актеров, Косырев-Нестеров признается, что отлавливал своих героев прямо на улицах Гаваны. Конечно, у Мейреллиша непрофессионалов больше (от чего его фильм совершенно не пострадал и даже наоборот), но у Косырева-Нестерова профессионалы на неожиданной высоте – они не переигрывают и не работают в полсилы. Актерская игра в «Океане» очень естественна, что, надо признать, встречается крайне редко. Мы уже настолько привыкли к условностям жанра (театра и кино), что воспринимаем актерскую наигранность как привычный, позволительный элемент – чтобы выглядело еще красивее, чем в жизни. Это классическая голливудская подача материала. Оттуда же и большинство типов киногероев – слишком красивых, слишком накачанных и т.п. Все они не из реальной жизни, но мы им это прощаем, потому что они – элемент устоявшихся условностей в кино. Режиссер «Океана» решил пренебречь этими условностями, что, пожалуй, скорее пошло фильму на пользу, а не наоборот.

Главного героя Джоэля играет студент театрального училища Джордж Луис Кастро – и это его первая работа в кино и вообще первая крупная актерская работа. А вот его мать Миранду играет давно состоявшаяся театральная актриса Алина Родригес Руис. Тренера Джоэля по боксу играет настоящий кубинский боксер, который, тем не менее, никогда не пробовал себя на актерском поприще… При этом совершенно нет ощущения, что одни герои не дотягивают до других и что фильм держится только за счет игры профессионалов и провисает там, где их нет.

Картины кубинской рыбацкой деревни не менее колоритны, чем картины Гаваны. Украсили фильм и непостановочные съемки кубинской первомайской демонстрации. При этом кадры сняты настолько мастерски, что даже не верится, что все это снималось вживую, исходя из того, что пересъемов не будет.

Картина очень органично сочетает в себе печальное и жизнерадостное, так что в одном всегда присутствует элемент другого. Что-то вроде неизбывного оптимизма на руинах – и не вынужденного, а какого-то очень искреннего. Можно выделить в фильме несколько тем: поиски себя, тема семьи, любовная линия и что-то еще неуловимое, но постоянно ощущаемое – океан.

Если говорить о чем-то, чего в картине не хватает, то это как раз будут виды океана. Его близость, его влияние, его значимость для главного героя – они постоянно зрителем ощущаются. И в финале мы видим, что герою предстоит быть поглощенным океаном, растворится в нем. И это воспринимается не столько как трагедия, сколько как шаг навстречу вечности. Но самих пейзажных картинок океана в фильме совсем немного – меньше, чем хотелось бы зрителю. Слишком мало, чтобы успеть достаточно проникнуться красотой и мощью этой стихии. Режиссер, кстати, и сам признает, что пейзажная составляющая получилась неидеально, объясняя отсутствие общих планов ограниченными возможностями техники, при помощи которой велись съемки.

 

http://www.polit-nn.ru/?pt=politfiction&view=single&id=1264

Просто посмотрите

E-mail Печать PDF

11 октября 2009 г.

Не хочется очередной раз пересказывать сюжет, не хочется много анализировать… Просто посмотрите этот фильм, если вы являетесь поклонником хорошего, авторского, арт-хаусного кино, и вы сами все поймете.

Вы как будто очутитесь на Кубе, вы почувствуете, что плечи вдруг обжигает солнце, вы почувствуете морскую соль на губах и освежающую прохладу океана, вы, вероятно, поморщитесь от запаха рыбы, потом вам захочется танцевать, а после вероятно что и заплакать.

Сильная нестандартная картина. Отличная операторская работа — съемка без штатива, что позволяет зрителю в прямом смысле «погрузиться» в фильм. Актеры, которых трудно назвать актерами, потому что кажется, будто они живут в фильме, великолепны. На Кубе невероятно развита актерская школа, об этом мало кто знает.

В фильме отлично показан другой менталитет — бедная страна, в которой нет детских домов, где, не смотря на свою бедность, люди постоянно танцуют и вселятся. На Кубе не так давно разрешили пользоваться мобильными телефонами, компьютерами и прочей техникой. Этот фильм предоставляет вам уникальную возможность увидеть изнутри страну, которая так близка нам с одной стороны, и которая так далека от нас с другой.

Смотрите и наслаждайтесь!

http://www.kinopoisk.ru/level/1/film/433032/

После просмотра ОКЕАНА

E-mail Печать PDF

После просмотра фильма возникает желание прочитать книгу, чтобы восполнить все пробелы. Концовка смазана, вроде как режиссер Михаил Косырев-Нестеров поспешил уложиться по времени и покромсал все что можно, поломав общую линию. Вроде Джоель (George Luis Castro) убил Анхеля… да нет не убил, а уплыл на лодке. Вот так господа зрители, я знал, о чем снимал, а вы? Понятно, что тут задумка изложения истории в стиле «додумай сам», из любого небольшого текста можно выделить несколько слов, позволяющих воссоздавать смысл всего написанного. Кажется, в фильме не хватает одного такого «важного слова».

Мама была великолепна. Настоящая латиноамериканская сильная мать-одиночка. Учесть то, что мы никогда вживую не общались с кубинскими матерями, верится, что именно так оно и есть. Ее мимика, жесты, каждая морщинка (морщинок, кстати, в этом фильме хватает с избытком). Из русского в фильме присутствует только упоминание о бывшем муже и имя младшего сына – Иван. Местная интерпретация – Ивансито – покорила сердце. Ах да, упоминался еще «Москвич», так и не представший взору, но умудряющийся работать даже без извлекаемых запчастей. Видимо, спецом с конвейера выпустили серию для Кубинских водил, с дополнительным набором – извлекайте ребята на здоровье, был бы кузов да колеса.

Жаль, нет возможности поинтересоваться у режиссера картины – смысл всей проделанной работы показать жизнь на Кубе, и история это лишь фон? Убогость деревенской жизни вызывает двоякое чувство. С одной стороны мурашки по телу от того, что где-то так живут. С другой – а ведь они по своему свободные люди. В концовке есть момент, взятый в хорошем ракурсе: вся семья в сборе, ужинают на улице возле своей лачуги, а в тройке метров уже море. Такой чести обычно удостаиваются далеко не бедные люди, в других странах.

Поездка в Гавану не оправдывает надежд увидеть улучшения цивилизации, не далеко она ушла от ландшафтных видов деревни. Город выглядит, словно после нашествия «стеноедов». Облезлые поверхности зданий, отвалившиеся куски штукатурки, кирпичный скелет внутри-снаружи строений значения не имеет. В попытках проникнуться кубинским духом перестаешь удивляться и воспринимаешь окружение, как единственно возможную форму жизни. Но добивает сцена, в которой спасительница и приютительница красивого деревенского парня, а по совместительству путана, ругается с соседкой. При этом соседка выдает – «Ты только посмотри, во что она превратила наш дом!». Да простят меня кубинские архитекторы-строители, но это не дом. Это домоподобное скопление строительных материалов доиндустриального периода.

Забавно смотрится нотка юмора в сцене начавшихся территориальных претензий двух проституток. Вот они уже собрались переходить от словесных запугиваний к активным действиям, но замечают, что два незнакомца воруют у Джоеля (George Luis Castro) рюкзак. За благое дело не грех и объединить усилия, и они вопят на пол Гаваны призывы поймать воров. В сердцах одна из них выкрикивает – «Вы посмотрите, как упала нравственность в этом городе!». Обалденный момент, прокрутила несколько раз.

Фильм стоит посмотреть обязательно, хватает там излюбленной зрителем «грязнушки» - голубые, проститутки, альфонсинизм, измены, хотя главное не это. Если не уделять пристального внимания сюжетной линии, то просмотр картины вполне доставит вам удовольствие.

(Эля Подушкина)

Эхо Москвы в Нижнем

E-mail Печать PDF

ЭХО МОСКВЫ В НИЖНЕМ 

На областной кинофестиваль в этот раз привезли одну звезду советского кино 


18 сентября в Нижнем Новгороде состоялось открытие кинофестиваля "Эхо XXX Московского Международного кинофестиваля в Нижегородской области". В течение девяти лет существовала традиция: после церемонии закрытия ММКФ лучшие из кинематографистов отправлялись на Волгу. И сразу в нескольких кинотеатрах Нижнего наши земляки могли первыми посмотреть фильмы только что прошедшего фестиваля.

Куба русскими глазами
Во время торжества в "Октябре" в другом нижегородском кинотеатре - "Рекорд" - был показан еще один фильм из программы отечественного кино Московского кинофестиваля. Это картина режиссера Михаила Косырева-Нестерова "Океан". Это фильм о кубинской жизни, в котором главный герой - Джоэль, старший брат в бедной семье рыбаков - влюблен в Марисэль. Но семья девушки предпочитает ему более выгодного мужа - пограничника Анхеля. Трагическая судьба Джоэля, увиденная глазами русского режиссера, снята в кубинской столице и в кубинской провинции. Михаил Косырев-Нестеров решил искать человечность в среде изгоев: главный герой общается с проституткой. Фильм "Океан" - настоящий кубинский неореализм. Это почти документальные кадры, снятые "живой камерой", будто бы подглядывающей за жизнью обитателей Острова свободы. Режиссер вписал в картину несколько сцен из жизни рыбацкой деревни. Однако "Океан" сами кубинцы увидят вряд ли: в стране не принято говорить о том, что в Гаване есть проститутки или контрабандисты. На Кубе до сих пор существует жесткая цензура. Например, американцам там снимать не разрешают. Так что можно считать, что русским зрителям повезло, ведь они смогут увидеть по-настоящему удивительные и редкие кадры.
Корреспонденту "МК в Нижнем Новгороде" удалось пообщаться с Михаилом Косыревым-Нестеровым и расспросить его о сложностях кинематографической работы на Кубе.
- Как вы общались с актерами?
- Замечательно! Был, конечно, переводчик, но по ходу совместной работы наше общение становилось все более непосредственным, живым. С актерами понимали друг друга на уровне жестов, мимики, ощущений. Общались, как животные, и это было поистине по-человечески!
- Вот эта любовная история, снятая на Кубе, вы считаете, не смотрелась бы на фоне российской действительности?
- Думаю, что нет. У нас слишком жестко все... Когда мы на Кубе сказали, что главный герой убивает свою девушку, там все за голову схватились - вы понимаете, что это такое? Дело в том, что убийство человека на Кубе - это ЧП номер один, о нем пишут в центральной газете. А у нас этих убийств каждый день не по одному десятку. Понимаете, Куба была выбрана нами как бы в противовес нашей действительности. Посмотрите, кого показывают в нашем российском кино - это либо уроды сплошные, либо менты, их отлавливающие, а ведь именно такой образ своей страны мы и создаем... И потом очень полезно нам, русским, выйти за пределы своего "двора" и посмотреть на что-то другое. Куба - это такой законсервированный социализм, в котором есть что-то ужасное, но есть и много положительного. Там, например, еще нет культа денег, поэтому среди людей очень простые отношения. Еще момент - во всем мире умирает институт семьи, на Кубе же нет ни одного детского дома, то есть сдать куда-то ребенка - это немыслимо для них, к старикам такое же отношение. Конечно, есть и отрицательное - страшная бедность, закрытость страны от информации извне, поэтому там почти нет компьютеров, мобильных телефонов,
- Какая следующая задумка? Какая страна на очереди?
- Хотелось бы сделать какой-то русский проект. Но в России очень большие сложности с финансированием кино. Система конкурсов в отечественном кинематографе очень невнятная и коррумпированная.
- Вы первый раз в Нижнем?
- В Нижнем - да, но я был в Арзамасе -16, актер оттуда родом снимался в моем дипломном фильме, премьерный показ которого мы привезли в Саров. Большой кинотеатр, как щас помню, был полон - весь город пришел посмотреть на земляка, пробившегося в столицу.

Оксана ОЛЬШАНСКАЯ.

"АРТкино": по океану творчества (Panasonic AG-HVX200)

E-mail Печать PDF

"АРТкино": по океану творчества

(Panasonic AG-HVX200)

20.01.2009 

Источник: Техника и технологии кино, июнь 2008
Автор: Елена Ермакова  



Первый Всероссийский кинофестиваль короткометражного авторского кино.

"Возрождение отечественного авторского кинематографа, создание "новой волны" молодых талантливых кинематографистов, которая двинется в наступление на однообразие коммерческого кинематографа", – такие задачи ставили перед собой организаторы кинофестиваля "АРТкино", руководители киноклуба "АРТкино" и твоческого объединения "Мир искусства". Его открытие проходило в московском кинотеатре "Художественный", который в последние годы все чаще берет на себя миссию киноцентра столицы и предоставляет экранное пространство для молодежных и детских кинообразовательных проектов, праздников, юбилеев и прочих кинокультурных акций.

Видеоприветствие, с которым к участникам обратился итальянский режиссер, драматург, поэт и художник Тонино Гуэрра, прозвучало как руководство к действию: "…Я хотел бы, чтобы люди, которые смотрят ваши фильмы, обращали больше внимания не на рассказ, а на то, как сделан кадр, на то, как режиссеры по-разному могут рассказать ту или иную историю. Не устаю восхищаться художниками Возрождения, картинами Микеланджело, Караваджо, на которых изображены одни и те же библейские сюжеты. Но как по-разному увидена история Христа! Всякий раз испытываешь наслаждение от нового узнавания мира… Я хотел бы, чтобы начинающие режиссеры не пугались снимать кино за небольшие деньги. Цифровыми камерами можно снять удивительные, полные поэзии вещи. А по-настоящему великий режиссер, кроме тех образов, которые он дарит зрителям, обязательно задает великие вопросы. Тогда завороженный зритель постепенно станет вглядываться в глубь себя, в свои затаенные чувства. Любой, кто начинает снимать кино, должен захотеть передать своим зрителям нечто большее, чем просто рассказанная история…"

Ярким наглядным примером воплощения этого напутствия стал, с моей точки зрения, пожалуй, один из самых спорныхфильмов – "Океан" режиссераМихаила Косырева-Нестерова. Спорный, потому что этот фильм действительно заслуживает обсуждения. Стилистика киноизображения, выбранные принципы монтажа и съемки, смело выраженная режиссерская, авторская позиция, и даже игра актеров агрессивно крушат многие каноны традиционного кино. Тем не менее, сама история молодого кубинского рыбака, уезжающего из деревни в Гавану, своим сверхэмоциональным повествованием захватывает зрителя. Фильм полностью снят с рук двумя цифровыми камерами Panasonic AG-HVX-200 в основном крупными и средними планами. Анаморфированная версия фильма позволяла растянуть изображение на весь экран без ощутимой потери качества. Фильм насыщен динамичными эпизодами, но оператор Олег Лукичев еще больше усиливает динамику изображения за счет неожиданных ракурсов и перемещений камеры, чтобыпередать и внутреннее эмоциональное состояние героев. Важно не только показать боксерский поединок, но и передать, в каком эмоциональном состоянии в данный момент находятся борцы.

Человеческие эмоции "скачут" быстрее любого скакуна, и зрителю предлагают эту "гонку" южных темпераментов, где нет компромиссов, главенствует страсть, восторг сменяет ненависть и ничто не ценится так, как любовь… Поделюсь своими впечатлениями как зрителя, сидящего в первом ряду широкоэкранного кинотеатра. Глаза не просто устали, через полчаса меня укачало как на горном "серпантине". Когда на экране шел боксерский поединок и камера выхватывала отдельные части тел боксеров, я посмотрела в зрительный зал, ожидая, что менее стойкие сейчас начнут покидать свои места. Не ушел никто. Ни через час, ни через полтора. Конец фильма зрители встретили бурной овацией. Аплодировали стоя, и я в том числе, потому что захватило…

Захватила удивительная энергетика жителей острова Свободы, их темперамент, открытость, безудержность в проявлении эмоций, честность по отношению к самим себе, к окружающему миру, их человеческая гордость и красота.

Михаил Косырев-Нестеров, автор и режиссер фильма, представляя его, сказал, что "Океан" – это его впечатления о Кубе. И, конечно же, в киноязыке ленты "Океан" ощущается настоящий поиск новых изобразительных средств, ради раскрытия идеи, а не для "авангардности" формы. Фильм "Океан" стал событием фестиваля.

Ключ от "Океана"

Михаил Косырев-Нестеров: Изначально сюжетная история фильма "Океан" была наша, российская, и какая-то "чернушная". Но мне было не интересно привязывать ее к русскому быту. И так случилось, что мой давний друг, оператор Олег Лукичев (он снимал "Путешествие с домашними животными", "Марс", "Гарпастум", "Юрьев день") вернулся с Кубы и привез множество фотографий. Я решил поехать на Кубу, чтобы самому почувствовать колоссальную позитивную энергетику, которую излучает эта страна. И смысловое решение фильма было найдено.

Фильм "Океан" можно было снять по-разному, но только на Кубе этот сюжет стал моим. Кубинцев и русских в силу единого строя, который существовал у нас и до сих пор существует у них, связывают много исторических нитей. У меня о том времени остались свои детские светлые и наивные впечатления. Куба мне их напомнила. Здесь люди не обременены проблемами денег и собственности, которые пришли в Россию в 1991 году. На Кубе вы не увидите железных дверей, а обычные часто просто не запирают. Мы могли свободно общаться с жителями, увидели, как они живут, и чему-то у них научились.

Елена Ермакова: Каким был бюджет фильма и кто финансировал?
М. К-Н.: Бюджет фильма составил 1,1 млн долларов при частичной господдержке. С такими деньгами на Кубе, как и у нас, делать нечего, хотя кубинская киноиндустрия производством собственных картин не избалована. Кино там снимают чрезвычайно редко. Исключение составляет совместное производство. Но кубинское Министерство культуры сделало для нашей съемочной группы беспрецедентные скидки. Один из руководителей ИКАИК (аналог нашего Госкино) работал на картине Михаила Калатозова "Я Куба" и ему понравился наш проект. Думаю, будь мы итальянцами или немцами, все обошлось бы раз в шесть дороже. Мы сняли картину за 48 дней, и два из них занимались подводными съемками.

Е. Е. Фильм снимался на цифровые камеры по экономическим соображениям или исходя из эстетики картины?
М. К-Н.:Сначала из-за обстоятельств. Куба находится в состоянии экономической блокады, проявлять кинопленку там негде. Перевозку отснятого киноматериала в Россию из-за таможенных пошлин не выдержал бы никакой бюджет. Хранить пленку на Кубе без специальных холодильников нельзя. А когда мы приехали туда, то появилось ощущение, что Кубу надо снимать изнутри. Такую задачу я и поставил перед оператором, он должен был эмоционально слиться со всем происходящим, стать как бы непосредственным участником событий.

Сначала мы обратили внимание на цифровую камеру RED с матрицей, идентичной кинопленке. Но она стоит 18 тыс. долларов, а со всякими приспособлениями, типа адаптера, переходников, оптики, фильтров, сумма возрастала до 100 тысяч. Тогда мы остановились на Panasonic AG-HVX200. В Москве в компании "Синематека" сделали пробы, а при обработке материала на "Мосфильме" определились с форматом кадра. Решили, что можно сделать версию не 1:1,85, а анаморфированную, на полный экран 1: 2,35.

С выбором камер мы не ошиблись, они вели себя идеально, ни одного бракованного кадра. Выносили любую жару при очень сильной влажности. Нам требовалась система PAL и некоторые дополнительные устройства, поэтому две камеры мы приобрели в компании Zakuto, которая находится в Чикаго, каждая нам обошлась в 4,5 тыс. долларов. А всего на аппаратуру мы затратили около 40 тыс. долларов.

Е. Е.: На какие носители записывали снимаемый ма- териал?
М. К-Н.:
На карты памяти P2 и съемный жесткий диск, который крепился к камере, на него можно было записать до одного часа видеоматериала. Отснятый материал мы сразу же просматривали на мониторе, где изображение было мягким, серовато-блеклым. Но когда я в первый раз после монтажа увидел копию фильма, то был потрясен насыщенностью, яркостью цветов и контрастностью изображения. Изначально нас предупреждали, что этой камерой плохо снимать общие планы, но так как мы задумывали строить нашу картину на крупных и средних планах, нас это не испугало. Однако оказалось, что и общий план эти камеры держат прекрасно.

Е. Е.: А почему выбрали стилистику, основанную на средних и крупных планах?
М. К-Н.:
Если говорить о технической стороне, то из-за боязни, что на общих планах появятся нечеткость и нерезкость. Но если говорить о творчестве – мы изначально выстраивали сюжет так, чтобы была возможность максимально приблизиться к лицам героев. Тем более что кубинские лица – прекрасны, с сильной позитивной энергетикой. Есть на что смотреть…

У нас был замечательный режиссер монтажа Сергей Иванов. Он монтировал все последние фильмы Александра Сокурова ("Русский ковчег", "Солнце", "Александра"), а уже после нашего фильма – картину Германа-младшего "Бумажный солдат". Когда снимаешь фильм цифровой камерой, изображение разбивается на файлы, которые лежат где-то там, в меню. Чтобы не пугать актеров, особенно непрофессиональных, мы отказались от хлопушки, монтажер присваивал всем файлам специальные коды. Причем у Сокурова планы достаточно длинные и их мало, а у нас динамичные, короткие, напористые и их было очень много. Так вот, Сергей очень быстро адаптировался к новой стилистике. Могу сказать, что оператор и режиссер монтажа создали такое поле для работы, что мне было очень легко. Мы с оператором договорились – я организовываю жизнь на площадке, а он ее снимает.

Е. Е.: Весь фильм снят камерой с рук. От обилия движения и эмоций на большом экране зрителя укачивает до тошноты.
М. К-Н.:
Вы не одиноки в такой критике. На премьере в Нижнем Новгороде в кинотеатре "Рекорд" я даже хотел подойти к зрителям в первых рядах и попросить пересесть подальше. Но у меня не было цели мучить зрителей. Более того, однажды я сам стал жертвой подобного просмотра, когда попал на фильм "Торжество" направления "догма" режиссера Томаса Винтерберга. Кроме метания камеры по сторонам, там еще не было резкости – "кипела" картинка, "лезло" зерно. По сравнению с этим наше изображение кажется почти идеальным. К тому же у нас и статичных кадров достаточно много. Мы сознательно шли на риск. Но эту картину снимать по-другому я не мог. Конечно, изображение на мониторе и на большом экране – вещи совершенно разные. Но современный зритель привык к клиповой эстетике, быстрой смене кадров. А мы еще вложили эмоции в этот изобразительный марафон. Движения оператора, камеры и актеров на экране у нас диктовались энергетикой самого события.

Е. Е.: Реакция зрителей после просмотрафильма это подтверждает.
М. К-Н.:
У нас весь фильм продуман. Нет ни одного случайного момента, где бы камера просто "дернулась". Олег Лукичев – профессионал высочайшего класса. В свое время он снимал с рук фильм "Пять дней Вячеслава Самодурова" про балетного танцора. И 99% его кадров можно было вставлять в картину, опера- торски они были безупречны.

Е. Е.: А почему отказались от стедикама?
М. К-Н.:
Это приспособление придает некую омертвелость движению. А нам важны были эмоции. Больше того, мы даже не расчехлили свой дорогущий штатив. Вторая камера, на которую снимал оператор Олег Шуваев, тоже была ручной. Одной камерой мы бы фильм не сняли, только работа двух операторов дала богатейшее разнообразие ракурсов, деталей, динамичных кадров. А волшебник-монтажер Сергей Иванов смог все это грамотно собрать, виртуозно переходя с планов одной камеры на планы другой. Лукичев иШуваев сами проводили подводные съемки. Сначала хотели использовать бокс для камеры. Но в Америке Олег увидел специальный пластиковый чехол для подводных съемок фирмы Ewa-Marine с уникальным водоотталкивающим стеклом, стоил он около 300 долларов. В него помещаешь камеру, герметично закрываешь и все… Конечно, операторов страховали профессиональные подводники, но съемки они вели сами.

Е. Е.: Какую оптику вы использовали?
М. К-Н.:
Камеры Panasonic AG-HVX-200 позволяют использовать сменную оптику, но в большинстве случаев нас вполне устраивали широкоугольные объективы Leica Dicomar HD, которые входили в комплект к камере. Даже в вечернем режиме съемки они давали хорошее изображение. Мы переживали за яркое солнце, за темные лица людей, потому что мулатов вообще сложно снимать при таком свете даже на пленку. Так что оптика нас не подвела.

Е. Е.: Кубинские актеры были профессиональными?
М. К-Н.:
Не все. Главный герой Джоэль – Джордж Луис Кастро, его мама – Алина Родригес, проститутка – Монсе Дуане Гонсалес – профессионалы. Но все они были найдены случайно. На роль мамы нам сначала порекомендовали любимую актрису Фиделя Кастро. Но ей было так много лет и она так сильно располнела, что мы не смогли ее взять в наш фильм, хотя актриса она удивительная.

Тренер по боксу – настоящий тренер, Нардо Местре Флорес, чемпион Кубы 1976 года. В съемочной группе в него все были влюблены. Я ему сказал, чтобы он ничего не играл, а был таким, какой есть. А с Джорджем, главным героем, они два месяца до съемок занимались боксом – по четыре дня в неделю. Перед съемками Нардо сказал, что Джорджа можно выпускать на профессиональный ринг.

Все кубинские театральные педагоги учились в СССР, а до прихода Ф. Кастро к власти, при Ф. Батисте – в США. В Америке все серьезные актерские школы основываются на методиках Чехова и Станиславского. В актерской среде США все знают, что сделали эти мастера для театральной культуры. Студент первого курса кубинской театральной академии владеет мастерством так, как у нас, дай бог, на пятом. У нас надо вытягивать энергию, а у них наоборот, гасить. Мой режиссерский опыт подсказывает, что в нашей стране с актерами что-то глобально неправильное происходит.

Е. Е.: В кубинский кинопрокат фильм вышел?
М. К-Н.:
Пока нет. Концовка фильма не прошла местной цензуры. Главный герой Джоэль после неудачного покушения на пограничника, который увел у него девушку, спасаясь от правосудия, уплывает в Америку. Для Кубы это политическая проблема. За время съемок нашего фильма из поселка Марийо сбежало в США 40 человек. Причем если беглеца ловят американские пограничники, то его возвращают обратно, если кубинские – тоже возвращают, но могут и добить. И только если ты, преодолев два кордона, коснулся берега США – ты спасен. Это все знают. И бегут…

В сценарии этого эпизода не было, иначе съемки бы закрыли. Мы в рыбацком поселке Марийо снимали начало и конец. Я спросил Алину Родригес – актрису, которая играла мать Джоржа, чтобы она сделала для своего сына, окажись он в такой ситуации, не в фильме, а в жизни. И она ответила: "Достала бы лодку". За день до отъезда мы сняли этот эпизод с первого дубля. Об всех неприятностях, связанных с цензурой, не расскажешь. Сейчас исполнителя главной роли Джоржа пригласили на Токийский кинофестиваль, он еще нигде не был. Ему прислали вопросы: какой предпочитаете рейс, что из еды, какой отель… Джорж не знает, что отвечать, он в шоке и безмерно счастлив.

Е. Е.: В России фильм появится в прокате?
М. К-Н.:
Да, этим будет заниматься компания "Кино без границ". В апреле 2009 года все желающие смогут увидеть "Океан" в кинотеатрах страны. Слава Богу, в российском кинопрокате пока нет монополии…

http://www.panasonic.ru/press_center/awards_reviews/reviews/detail/341512


Настоящий Кубинский неореализм!

E-mail Печать PDF

Кажется, что такая невероятная плотность красивых людей на одно кинематографическое пространство, противоречит здравому смыслу. Но, видимо, в этом и заключается главный "кубинский феномен": люди, родившиеся и выросшие на побережье ТАКОГО океана, попросту не могут, не имеют права быть иными. Красивы лица и тела, красива ложь, красива измена, красива месть. Даже нищета - красива.

Подробнее...

Это просто чудо: латиноамериканское мыло, снятое по всем правилам "умного" кино российским (!) режиссером.

E-mail Печать PDF

Молоденький красавец-рыбак Джоэль выполняет план по лангустам в глухой кубинской деревне, латает старый «Москвич» и присматривает за младшими братьями.

Когда любимая Марисэль выходит замуж за пограничника, парень отправляется искать счастья в столицу. В Гаване Джоэль первым делом знакомится с путанами и теряет рюкзак с паспортом, затем устраивается в пекарню и увлекается боксом. Но размеренному сексу с темнокожими жрицами любви, публичному мордобою и беспечной езде на скутере приходит конец, когда бывший рыболов вновь встречает свою милую. Слово за слово, Марисэль стягивает с себя майку, а Джоэль дарит ей ожерелье из ракушек и топит пограничника в Мексиканском заливе.

Подробнее...

О фильме "Океан"

E-mail Печать PDF

«Океан» - это дебютная работа Михаила Косырева-Нестерова, продюсера документальных фильмов, которую он снял на Кубе с кубинскими актерами в жанре любимого им итальянского неореализма. Причем его реализм имеет практически документальную окраску и иной раз даже не верится, что это постановочное кино. Настолько сильное совпадение жизни в кадре с реальностью. Вообще, история, которую поставил режиссер, не отличается какой-то необычностью или новаторством, это типичный латиноамериканский гиньоль, со страстью и смертью, с горячими эмоциями и мелодраматическими обертонами. Но картину делает особенной как раз кубинская действительность, которая пропитывает каждый кадр. Это невозможно яркое солнце, эти разноцветные дома, улыбающиеся кубинцы и, наконец, грандиозный океан. Все это превращает фильм в сочную зарисовку из жизни обитателей рая, в котором тоже, оказывается, бывают неурядицы. При этом режиссеру удалось очень тонко, почти неуловимо передать атмосферу того, что на Кубе многое меняется, передать чувство «коммунистического декаданса», в котором находится остров свободы после того, как Фидель Кастро отошел от управления страной.

В фильме нет ни одного кадра снятого со штатива и в статичном ритме. Все предельно подвижно и сумбурно, но впечатления это не портит, а скорее наоборот, с помощью такой манеры создается эффект реальности происходящего, жизни здесь и сейчас, как будто события происходят не перед камерой и режиссером, а прямо у вас на глазах.

Судя по фильму, на Кубе отличная актерская школа. Почти все актеры в кадре удивительно органичны, но это не столько из-за естественности среды, сколько в силу природной талантливости. Видно, что в определенных эпизодах они все же утрируют какие-то эмоции, но делают это ювелирно – ровно настолько, чтобы обычная склока превратилась в элемент кино, а не осталась фактом документальной хроники. Потенциал у этих актеров потрясающий, и остается только жалеть о том, что мы мало знаем о таком явлении как кубинский кинематограф.

http://kino.km.ru/magazin/view.asp?id=6074EDD28B5849E395A4B1EBA0D3AC2F

Страница 2 из 4