СВЕТЛАНА ХОХРЯКОВА ( газета "Московский комсомолец")
02 августа 2021 г.
(Фрагмент статьи «Конец фильма»: Котт стал русским Вуди Алленом, Бероев сыграл Марчелло Мастроянни - посвященной итогам IV кинофестиваля "Хрустальный источникЪ" в Ессентуках)
Спецпризом жюри отмечен «Grand Канкан» Михаила Косырева-Нестерова. Помимо режиссера представляли фильм солисты Московского театра оперетты, дебютанты в кино — супруги Павел и Яна Ивановы, не побоявшиеся рассказать и о своей собственной судьбе. Когда-то оперетта была чрезвычайно популярным жанром, а потом стала элитарным. Но с этим утверждением Павел Иванов не согласен: «В 90-е и начале 2000-х оперетта действительно загнулась. Иначе не скажешь. Но теперь в наш театр не попасть». История его встречи с режиссером Михаилом Косыревым-Нестеровым стоит отдельного описания. «Представляете, выхожу я после спектакля, и ко мне подходит человек, говорит, что хочет снять обо мне фильм. Он один ходит на все наши спектакли, говорит: «Я ваш поклонник». Маньяк? Приглашает нас с Яной в ресторан к другу обсудить детали. Яна на это сказала: «Только через мой труп». Не знаю почему, но мы пригласили Михаила в гости, чтобы не встречаться в ресторане. Моя жена потрясающе готовит. Это верх кулинарии. Я такого в ресторанах никогда не ел. Под прекрасную еду, бутылочку вина мы посидели и поговорили по душам. Михаил рассказал свою концепцию: артист театра оперетты выходит на сцену, должен дарить радость, при этом в его жизни случаются трагедии. Отчасти это наша с Яной личная история».
В изложении Михаила Косырева-Нестерова все выглядит так: «Шел я в плохом настроении мимо Театра оперетты, решил зайти. До этого я бывал в оперетте один раз в школьн ом возрасте. Купил билет. Было место только в первом ряду. Живой оркестр, на сцене прекрасные молодые ребята, и мне захотелось жить. И я подумал о том, а в каком состоянии актеры выходят на сцену, если у них что-то произошло в семье? Потом стал ходить на спектакли, родился замысел фильма». Надо было как-то попасть за кулисы, и он обратился к руководителю театра Тартаковскому, рассказал о своем замысле и получил карт-бланш. С той поры мог вместе с оператором Дмитрием Улюкаевым ходить на все спектакли и репетиции. Посещал их так настойчиво, что кое-кто подумал, что его решили подсидеть. «Меня привлекли прежде всего молодые, первоклассные актеры, Павел Иванов, который поет все ведущие партии, стал финалистом шоу «Голос», — рассказывает Михаил.
«Grand Канкан» получил десятка два наград по всему миру. Особенно его полюбили в США и отнесли к разряду мюзиклов, с чем Михаил Косырев-Нестеров не согласен. Он снимал музыкальную драму. Интересная у этого режиссера судьба. Сделал всего три картины, но какие необычные. «Океан» снимал на Кубе. В российско-французской «Поездке к матери» свою последнюю по времени роль сыграла Маргарита Терехова, снятая со спины, но произносящая текст. Роль ее дочери сыграла Адель Экзаркопулос, будущая звезда фильма «Жизнь Адель» Абделатифа Кешиша. В «Grand канкане» дебютировали артисты Московского театра оперетты. В Ессентуках показали запиканную версию фильма, а в оригинале это оперетта с матом. «Я делаю то, что хочу, и расплачиваюсь за это отсутствием работы, — говорит Михаил Косырев-Нестеров. — Я упростил себе работу с актерами, взяв тех, кто пережил примерно такие же события в реальной жизни».
В течение пяти дней Яна и Павел по вечерам выходили к публике в Лечебном парке, исполняли классические произведения на открытом воздухе под живой аккомпанемент. «Мы за один концерт теряем несколько килограммов», — признается Павел Иванов. Эта прекрасная высокопрофессиональная пара украсила фестиваль и оказалась так не похожа на некоторых заевшихся киноартистов, давно утративших связь с реальностью.