>> Главная » Новости
Суббота, 15 Июн 2024

Notice: Undefined variable: inset2 in /home/mfilm/m-film.ru/docs/templates/gk_gamebox/layouts/blocks/main.php on line 33

Новости

Режиссёр из Марьиной рощи рассказал о пути в кино и знакомстве со знаменитостями

E-mail Печать PDF
ВГИКовец Михаил Косырев-Нестеров с однокурсником Фёдором Бондарчуком на фестивале «Кинотавр». 2008 год. Фото: Из архива М.М.Косырева-Нестерова

Кинорежиссёр, сценарист, продюсер Михаил Косырев-Нестеров родился на улице Веткина, сейчас живёт на 4-й улице Марьиной Рощи. Он поделился с «ЗБ» воспоминаниями о школьных и студенческих годах.

«Кругом 13»

Двойная фамилия у Михаила Михайловича не случайна.

— Отец работал в конструкторском бюро, связанном с космонавтикой, а со стороны мамы были художники, — говорит режиссёр. — Родители с детства водили меня по театрам, в кино. Кинотеатр «Горн» был на Шереметьевской, рядом со знаменитой пятиэтажкой с балконами, но без окон (нынешний адрес: Шереметьевская ул., 9, корп. 2, балконы давно срезали, но след виден. — Авт.). Потом «Горн» превратился в пивной бар, а напротив построили кинотеатр «Таджикистан», где позже обосновался «Сатирикон».

А ещё мама часто водила сына в цирк на Цветном бульваре. Он находится в доме 13, и до него ходил 13-й троллейбус. В 1973 году готовилось представление «Кругом 13», и Мише очень хотелось попасть на репетицию.

— Я подходил к служебному входу — вахтёрша, естественно, никого не пускала. Но однажды меня увидел Юрий Никулин. «А ты чего здесь?» — спросил он. «Да вот хочу на репетицию». Никулин взял меня за руку и провёл по коридорам с запахом сена и зверей в зрительный зал. Юрий Владимирович сказал: «Только не спускайся на арену, а то медведи могут выйти», — вспоминает Михаил Михайлович.

Медведей он не дождался, но видел, как репетируют канатоходцы, как отрабатывают репризы Никулин с Шуйдиным. Потом он, конечно, побывал и на представлении, а ту репетицию помнит до сих пор.

Провалились в малину

Семья жила в коммунальной квартире в деревянном доме на улице Веткина, напротив цементного элеватора. День и ночь мимо окон ездили грузовики, цементной пылью было покрыто всё и в доме, и во дворе.

— Я застал отголоски криминальной Марьиной рощи — все эти карманники, воровки на доверии… Там были такие колоритные люди, типажи — просто феллиниевские (от фамилии режиссёра Феллини. — Авт.), — говорит Косырев-Нестеров.

По крышам сараев и по заборам можно было добраться до церкви иконы «Нечаянная Радость» на Шереметьевской. Сараи были старые, иногда ребята проваливались и оказывались в воровской малине — замаскированном хранилище, куда воры сносили украденное.

— Я учился в 605-й школе на Шереметьевской. Литературу вела замечательная учительница Ольга Владимировна Давыдова. По её совету после 8-го класса я перешёл в театрально-литературную школу на Сухаревке, — продолжает Михаил Михайлович.

Слишком молодой

Михаил отлично справился с творческим конкурсом во ВГИКе, но к остальным экзаменам его не допустили.

— Режиссёр Юрий Озеров, который набирал курс, прямо сказал: «Я беру людей постарше, у которых есть жизненный опыт. Режиссура — это профессия концептуальная, это взгляд на мир, это философия. А что вчерашний школьник может сказать миру? Да и кинопроизводства ты не знаешь. Вот кончатся экзамены, приходи на кафедру, устрою тебя на «Мосфильм», если хочешь». И я два месяца пробегал с хлопушкой в картине «Частная жизнь» режиссёра Юлия Райзмана с Михаилом Ульяновым в главной роли, — рассказывает кинодеятель.

Потом юношу призвали в армию, служил в Туркмении. Эти впечатления легли в основу сценария «Я возвращался домой», который Михаил подал во ВГИК при втором заходе, в 1984 году. Конкурс был 600 человек на 12 мест, из них трое — иностранцы и трое — целевики, которые шли вне конкурса. Михаила приняли. Вместе с ним учились Фёдор Бондарчук, Александр Баширов, Иван Охлобыстин.

В гостях у Николая Рыбникова

Михаил был комсоргом режиссёрского факультета. Как-то раз его попросили отнести приглашение на институтский вечер Николаю Рыбникову и Алле Ларионовой, которые жили на 2-й улице Марьиной Рощи.

— Открыл Николай Николаевич, в халате. Я отдал приглашение и хотел уходить, а он меня остановил. На столе водочка, огурчики в банке, ещё какая-то закуска. Тут выходит и Алла Дмитриевна, кстати, без парика, без которого на людях никогда не появлялась. Мне было страшно неловко, я порывался уйти, но они не отпускали: «Нет-нет, расскажи, как там ВГИК».

Сегодня в фильмографии Михаила Косырева-Нестерова более десятка работ в качестве режиссёра или сценариста, а ещё более тридцати — в качестве продюсера.

Опубликовано 29 Мар 2024 Текст: Марина  МАКЕЕВА

 

ССЫЛКА :

https://zbulvar.ru/rezhissyor-iz-marinoj-roshhi-rasskazal-o-puti-v-kino-i-znakomstve-so-znamenitostyami/?ysclid=lxasylqstl264007499

Михаил Косырев-Нестеров в жюри XVII Чебоксарского международного кинофестиваля

E-mail Печать PDF
Михаил Косырев-Нестеров принял участие в работе жюри фильмов основного конкурса XVII Чебоксарского международного кинофестиваля.

В программе фильмы из Ирана, Италии, Бангладеш, Австрии, Великобритании, России, Кыргызстана, Германии.  Фестиваль проходит с 23 по 29 мая 2024 г. в столице Чувашии – городе Чебоксары.

За шестнадцать лет кинофорум приобрел популярность среди киноведов, режиссеров и актеров, его посетили десятки тысяч зрителей.

Участниками кинофестиваля в разные годы становились Эльдар Рязанов, Карен Шахназаров, Ирина Муравьева, Лидия Федосеева-Шукшина, Михаил Ефремов, Ирина Скобцева-Бондарчук, Дмитрий Астрахан, Борис Грачевский, Алексей Герман-младший, Юрий Грымов, Сергей Фетисов, Никита Высоцкий, Алексей Нилов, Семен Фурман, Григорий Гладков, Лиза Боярская, Дмитрий Харатьян, Инна Чурикова, Глеб Панфилов, Александр Панкратов-Черный и многие другие актеры и режиссеры из России, Казахстана, Эстонии, Грузии, Азербайджана, Белоруссии, Сербии, Великобритании, Франции, Болгарии, Финляндии, Индии, США.

Оценивали участников в составе жюри: Эдгар Багдасарян - кинорежиссер, продюсер, директор киностудии Армениофильмстудио"; Дмитрий Муляр - актер театра и кино, заслуженный артист Российской Федерации; Михаил Косырев-Нестеров - кинорежиссер, продюсер, сценарист, актер; Артем Васильев - композитор и педагог; Арсений Гончуков - режиссер авторского независимого кино, сценарист, поэт, писатель; Галина Сыцко - продюсер, советник исполнительного директора Фонда "Кинопрайм"; Саёра Сафарова - актриса театра и кино; Александр Розанов - представитель "Долби" в СНГ и другие.

Гран-при XVII Чебоксарского международного кинофестиваля присужден картине "Холодный вздох" (режиссер Нахид Азизи Седиг, Иран).

Дни кинофестиваля объединили маститых кинематографистов и тех, кто только начинает свой путь в искусстве, подарили молодым талантливым режиссерам, актерам, сценаристам и художникам прекрасную возможность представить на суд авторитетного жюри и многочисленных зрителей свои первые творческие работы.

Мастер-классы и пресс-конференции, творческие встречи и сами кинопоказы стали важным событием в культурной жизни Чувашской Республики.

Фото с сайта кинофестиваля.

Фильм «Пять дней Вячеслава Самодурова» в 4К

E-mail Печать PDF

Полнометражный документальный фильм режиссера Михаила Косырева-Нестерова рассказывает о пяти днях выдающегося артиста балета, солиста Ковент-Гардена, а ныне хореографа Вячеслава Самодурова, неоднократного лауреата премии "Золотая маска", руководителя балета Урал.Опера.Балет.


Представляет фильм Майя Плисецкая.


Съемки проходили в Большом театре, Мариинском театре, HET NATIONAL BALLET (Нидерланды), а также в Москве, Санкт-Петербурге, Венеции и Амстердаме.


Среди участников крупнейшие хореографы Европы, а также королева Нидерландов Беатрикс. Оператор Олег Лукичев.


Фильм был снят в 2001-2003 гг. Реставрирован в 2015 году. Ремастер в 4К выпущен в 2024 году.


Вячеслав Самодуров в  1992 окончил Академию русского балета им. А. Я. Вагановой (педагог Геннадий Селюцкий) и был принят в балетную труппу Мариинского театра. В 1996 после победы на Международном конкурсе артистов балета «Майя» в Санкт-Петербурге получил статус премьера. Прославился невероятной технической виртуозностью и бравурной, героической манерой танца. 

Был участником премьер в Мариинском театре балетов Дж. Баланчина «Симфония до мажор» на музыку Ж. Бизе (солист III части) и «Драгоценности» (солист II части – «Рубины» на музыку И. Стравинского), балета Ролана Пети «Юноша и смерть» на музыку И. С. Баха (Юноша) и участником мировых премьер балетов А. Ратманского «Поцелуй феи» И. Стравинского и «Поэма экстаза» на музыку А. Скрябина. Исполнял ведущие и главные партии в балетах классического и советского наследия. Визитной карточкой танцовщика надолго стало Па де де на музыку Чайковского (хореография Дж. Баланчина).


В 2000-03 в ранге премьера танцевал в Национальном балете Нидерландов (Амстердам), где в его репертуар вошли балеты Ф. Аштона, У. Форсайта, Дж. Роббинса, Х. Ван Манена, Р. Ван Данцига и еще ряд балетов Дж. Баланчина.


В 2003 в том же статусе перешёл в Королевский балет Ковент-Гарден, танцевал ведущие и главные партии в балетах Н. де Валуа, Ф. Аштона, К. МакМиллана, П. Райта, Дж. Баланчина. Исполнил главные партии в балетах «Спящая красавица» и «Лебединое озеро» П. Чайковского. В 2010 оставил эту труппу и посвятил себя карьере хореографа.


Первые его балеты, поставленные для коллег, артистов Королевского балета, — «Нелинейные взаимодействия» на музыку Ю. Катори и Д. Скарлатти и "Trip Trac" на музыку Д. Шостаковича – были показаны в 2009 и 2010 соответственно в рамках мастерской/workshop’а молодых хореографов в студии Линбери.

В 2011-20 — художественный руководитель балетной труппы Екатеринбургского государственного академического театра оперы и балета (с 2018 Урал Опера Балет). В 2012 инициировал на базе этого театра «Dance-платформу» – проект, призванный дать плацдарм для воплощения творческих замыслов молодым хореографам. В том же году – в рамках 2-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства – реализовал ещё один уникальный проект: поставил для артистов театра балет «Н2О» в цеху завода «Уралтрансмаш» с участием рабочих этого завода.


Вячеслав Самодуров быстро заставил говорить о себе как об одном из самых перспективных российских хореографов. С 2011 его спектакли и он сам практически регулярно номинируются на «Золотую маску» и нередко удостаиваются этой высокой театральной награды. 

Свои первые шаги на новом поприще он делал, в том числе, и в Большом театре. Именно здесь в рамках Мастерской молодых хореографов прошла в 2006 премьера одной из первых его постановок — хореографического номера «+_ 2» на музыку Г. Ф. Генделя, в котором выступили Екатерина Крысанова и Андрей Меркурьев.


Провёл две персональные выставки фотографий  (Лондон, 2008) «Динамика и неподвижность» и «Архитектура тела» (Петербург, 2009).


ССЫЛКА НА ПРОСМОТР:


https://rutube.ru/video/private/494d3026279be7f7855e1aad6c83feda/?p=RXV9lTyJGS41yQxfXEO2pQ&r=a

Интервью Михаила Косырева-Нестерова газете "ЗВЕЗДНЫЙ БУЛЬВАР"

E-mail Печать PDF

Опубликовано 21 Мар 2024 в 13:00 | Текст: Марина  МАКЕЕВА

Колодезной воды для миледи!

Маргарита Терехова на съемках фильма "Тропа" Фото из архива Косырева-Нестерова

Из личного архива режиссера Косырева

Кинорежиссёр, сценарист, продюсер Михаил Косырев-Нестеров коренной житель Марьиной рощи. В беседе с «ЗБ» он рассказал, как в конце 80-х снимал свой первый фильм «Тропа» с Маргаритой Тереховой, и о том, как она в 2017 году, несмотря на болезнь, приняла участие в его картине «Поездка к матери».

Заинтересовал первой картиной

– Ты что, с ума сошёл, знаешь, какой у неё характер! – руководитель ВГИКовской мастерской Игорь Таланкин не скрывал сомнений: вряд ли звезда «Собаки на сене» и «Д`Артаньяна и трёх мушкетёров» ответит согласием на приглашение сыграть в курсовой работе студента режиссёрского факультета. – Но попробуй, если падать, то с высоты.

Михаил нашёл телефон Маргариты Борисовны. Она спросила, есть ли у него что-нибудь готовое, чтобы посмотреть. Михаил ответил, да – 15-минутная курсовая работа «Видение отроку Михаилу». «Давайте так, вы заказываете зал для просмотра. Если мне ваша картина не понравится, то извините, я с вами даже говорить не смогу».

–И вот Терехова, такая же красивая и эффектная, как на экране, приехала и идёт по коридору, – вспоминает Михаил Михайлович. – Все были потрясены. У неё с ВГИКом были очень непростые отношения. В своё время она сюда поступала, но её не приняли…

Короткометражка Тереховой понравилась. Она попросила сценарий.

– Он был коротенький, несколько страниц. Села во ВГИКовском дворике, на каких-то ящиках. Прочитала и сказала, что ей интересно, она будет сниматься.

Миледи в сельпо

Что заставило Маргариту Терехову, популярность которой в то время зашкаливала, дать согласие на съёмки в студенческой работе?

– Дело в том, что после встречи с Андреем Тарковским – фильм «Зеркало» вышел в 1974 году – других режиссёров она воспринимала с трудом и не сильно их уважала. Найти равного Тарковскому было действительно трудно. А вот за мной не было никакого режиссёрского шлейфа, всё как бы с чистого листа. Первое, что я почувствовал,  она – очень протестный человек. Вся на сопротивлении. Рассказывала о Тарковском, о том, как он работал – естественно, это заражало. Хотелось находиться в том же поле, продолжать ту же линию.

Съёмки «Тропы» велись в окрестностях Подольска и в районе посёлка Снегири. Дороги тогда были плохие. Отдельного транспорта для известной артистки не выделялось. Она брала с собой маленького сына Сашу, и они вместе со всей съёмочной группой тряслись в обычном студенческом автобусе.

– И были все эти знаменитые пришествия Тереховой – в сельские магазины, парикмахерские, просто в какой-нибудь дом. Вот мы едем по деревне, она просит водителя: «Остановите на минуточку! Хочу попросить водички для ребёнка». – «Так вот же термос!» –  «Нет, я хочу настоящей, колодезной» – и стучится в какую-то избушку. Открывает женщина – и не верит своим глазам»: «Ой, миледи! Водички мальчику? Да, миледи!».

Могла зайти и в сельпо, чтобы купить сок для съёмочной группы, трёхлитровую банку. Никто не мог поверить, что это сама Терехова, все стояли, открыв рот.

Аллюзия на саму себя

Съемочная группа фильма “Тропа”
Фото из архива Косырева

Сюжет фильма – притчевый. Молодой человек просыпается, вспоминает детство, видит себя ребёнком на берегу реки, в деревянном доме, в гостях у тётки, которую и играет Терехова. Потом начинается долгий путь – через мосты, воду, реки, лес. Залитый водой подвал, женщина, которую он любит и которая ждёт ребёнка от другого, улицы старого города, дорога через лес и поле. На обрывистом берегу реки он падает, засыпает и видит во сне родной дом, постаревших родителей, тётку. А потом – как распинают Христа, и себя самого рядом с Голгофой. Финал – возвращение в дом тётки. Она вполоборота сидит на подоконнике и зашивает его рубашку. Он умывается в той же комнате, где его мыли в тазу ребёнком, поднимается в комнату, где жил двадцать лет назад, ставит пластинку. Радиола сломана, но звучит песенка, с которой начинался фильм: «Будет солнце или буря,/ Мы с тобою навсегда». Диалогов в фильме нет, голос за кадром читает стихи японских и китайских поэтов в переводе.

– Михаил Михайлович, в «Тропе» так много перекличек с Тарковским. Зеркала, льющаяся вода, храм без крыши, большая черная собака, – говорю я.

– В 1984 году, когда я поступил во ВГИК, имя Тарковского было под запретом, его фильмы не показывали. «Солярис» нам привозил из дома – свою личную копию – завкафедрой операторского мастерства Вадим Юсов, он был оператором на этой картине. Через два года запрет сняли, – рассказывает режиссёр, – Что касается пересечений, во-первых, уже само участие в фильме Маргариты Тереховой – актрисы Тарковского – невольно отсылает к нему, заставляет искать аллюзии с его картинами. Во-вторых, в конце 80-х уже начала снижаться планка, появилось кооперативное кино, которое скоро пошло потоком. Я пытался этому сопротивляться, хотел эту планку повысить, ну, или, по крайней мере, не снижать.

– А чёрная собака в кадре? А собор, где вместо крыши – небо?

– Хотите верьте, хотите нет, но «Ностальгию» я тогда ещё не смотрел. Это какие-то мистические совпадения, возможно, вошедшие в картину вместе с Тереховой.

Бракованная плёнка

Мистическим выглядит и ещё одно совпадение. При монтаже «Тропы», как и в случае со «Сталкером», на плёнке обнаружились пятна, полосы, а то и вообще ничего не видно.

ВГИК всегда снабжался плёнкой по остаточному принципу, сюда нередко поступала некондиция – то, что не взяли киностудии. А завод, где выпускалась плёнка «Свема», располагался недалеко от Чернобыля. В общем, «Тропу» сняли на бракованную плёнку.

Переснимать возможности не было. Смонтировали то, что было снято. «Тропа» стала участницей нескольких кинофестивалей, с успехом демонстрировалась в Китае и Индии, её показывали и по телевидению.

Дебютная «Чайка»

Технические сложности не поссорили известную актрису с молодой съёмочной группой. Наоборот.

– Оператором на «Тропе» был Григорий Яблочников – через 17 лет Маргарита Борисовна пригласит его главным оператором на свой режиссёрский дебют – фильм «Чайка». Оттуда же, с «Тропы», в «Чайку» пришли художники по костюмам Марина Ананьева и Елена Лукьянова.

А сам Косырев-Нестеров стал продюсером этого фильма.

– С актёрами всё было хорошо: Сорина играл Юрий Соломин, Тригорина – Андрей Соколов, в ролях Нины Заречной и Константина Треплева снялись дети Маргариты Борисовны Аня и Саша. А вот с другими продюсерами, которые запустили фильм до меня, всё как-то не складывалось. Она позвонила мне и попросила довести дело до конца.

«Поездка к матери»

Кадр из фильма “Поездка к матери”

Третий раз Михаил Михайлович встретился с Тереховой в 2014 на съёмках фильма «Поездка к матери». Хотя на экране её персонажа нет.

По сюжету, 25-27-летний Артём приезжает из Москвы во Францию навестить мать, которая уже давно живёт там. Он общается с ней 35-40 минут экранного времени. По сценарию это несколько дней, но никакой матери в кадре нет. Звучит лишь её голос.

– Я решил использовать этот приём из литературы – мы же не видим персонажей, когда читаем книгу.

То, что Терехова заболевает, было заметно уже во время съёмок «Чайки». Начиналось с раздражительности, сначала казалось, что это особенности характера. Потом появилась забывчивость.

– Это наследственное, так же болела её мама, актриса Галина Томашевич. Она жила на улице Яблочкова, я не раз бывал у неё. Перед Новым годом, по просьбе Маргариты Борисовны, привозил ёлку.

Решив пригласить Маргариту Борисовну, Нестеров-Косырев позвонил Анне Тереховой.

– Аня говорит: маловероятно, но попробуй, если получится, будет здорово. Приехали к Маргарите Борисовне домой со звукорежиссёром и аппаратурой. Она меня вспомнила. Я объяснил, что нужно сделать, дал листы с текстом и попросил прочитать. Она просмотрела, сказала, что готова, и мы начали записывать. Я немного, так сказать, дирижировал этим процессом. Запись продолжалась около получаса, потом Маргарите Борисовне потребовался отдых.

«Поездка к матери» собрала почти два десятка фестивальных наград – за лучший фильм, за лучший сценарий, за лучшую операторскую работу. А международный кинофестиваль в Красноярске наградил Маргариту Терехову – за лучшее исполнение женской роли.

«Поездка к матери» – это не только, по всей видимости, её последняя роль. Это беспрецедентный случай, когда с экрана звучит голос того, кто больше не снимается. Причём, не компьютерное воспроизведение, не синтезатор. Реальный голос. Она сама.

Возрастная маркировка: 16+

 

ОРИГИНАЛ СТАТЬИ:

https://zbulvar.ru/kolodeznoj-vody-dlya-miledi/

«Бологое-Полоцкая»: фильм, переросший в жизнь!

E-mail Печать PDF

После того, как был снят и показан документальный фильм Алексея Вульфова и Георгия Угарова «Бологое-Полоцкая», общественное внимание к этой уникальной железной дороге весьма усилилось. В данном случае А.Б.Вульфов выступил уже не как режиссер, а как организатор целого проекта, который сегодня известен всей стране.

В начале 2010-х годов совместно с Комитетом по охране объектов культурного наследия Тверской области была проведена работа по сохранению старинных зданий и сооружений на линии, причем для сохранения были отобраны целые станции – Куженкино, Баталино, Осташков. Огромную помощь в работе оказал архитектор, член Общества любителей железный дорог Михаил Михайлов. От Комитета участие и поддержку оказали руководитель Комитета Михаил Смирнов и сотрудник Комитета Андрей Крылов. В выявлении объектов исторического наследия на линии и их фото- и документальной фиксации неоценимую помощь оказали сотрудник Музея железных дорог России Юрий Ильин и сотрудники Центра научно-технической информации и библиотек Октябрьской ж.д. Павел Стрелков и Ирина Паршакова. Все они смотрели фильм «Бологое-Полоцкая» и являются его поклонниками.

Идея А.Вульфова состояла в том, чтобы не просто сохранить старинный архитектурный фонд линии (ярко представленный в фильме), но и организовать целый исторический комплекс, который включал бы в себя регулярный ретро-поезд на паровой тяге и музей железнодорожного зодчества. Причем поезд должен подходить к музейной станции, где для пассажиров будет проведена экскурсия.

Невероятная, абсолютно невыполнимая, казалось бы, идея в 2018 году оказалась полностью реализована. Конечно, это чудо сотворил Бог, но, как всегда в таких случаях, не обошлось без людей с большой буквы. Идею поддержали высшие руководители ОАО «РЖД», в первую очередь Валентин Гапанович, тогдашний главный инженер компании ОАО «РЖД», и начальник дирекции тяги Олег Валинский. По указанию В.А.Гапановича линия стала заповедной зоной железных дорог России, а О.С.Валинский дал распоряжение об организации поезда на паровой тяге. Но после этого главную роль в создании комплекса сыграл настоящий подвижник, замечательный транспортный руководитель – главный инженер Октябрьской железной дороги Виктор Иванов. «Без этого человека ничего бы не было. Он смог довести до конца весь этот замысел, что потребовало очень большого терпения и усилий. Мне посчастливилось познакомиться и вместе работать не просто с инженером, а с человеком замечательной управленческой культуры и масштаба мышления, достойных выдающихся русских инженеров-путейцев прошлого», - говорит Алексей про В.И.Иванова. Неоценимую помощь оказали тогдашние руководители дороги Владимир Голоскоков и Михаил Глазков.

Для музеефикации с подачи А.Б.Вульфова была определена станция Куженкино, на которой, несмотря на беспощадные бомбежки в годы Великой Отечественной войны, наилучшим образом сохранились старинные сооружения. Кроме того, станция находится совсем рядом с шоссе Петербург-Москва. При осмотре станции генеральным директором ОАО «РЖД» Олегом Белозеровым этот момент стал решающим в принятии решения о создании комплекса. Название его образовалось как бы само собой: музейный комплекс «Старинная железнодорожная станция Куженкино».

 

Описать весь объем работ невозможно, да и мало кто поверит в то, что в наше время такое могло состояться. «За год были проложены пути для разворота по Осташкову с установкой стрелки на главном пути, в чем очень помог начальник станции Роман Осипов, под руководством мастера Аллы Беловой восстановлено водоснабжение паровоза по станциям Куженкино и Осташков, причем гидроколонку привезли за 1000 километров из Тихвина. Наладили снабжение углем и смазкой для паровоза, наконец, под руководством замечательного мастера и руководителя службы гражданских сооружений Вячеслава Александровича Петрова ржевские умельцы отремонтировали вокзал и многие здания и сооружения, причем порой не хуже профессиональных реставраторов. Мне же довелось готовить паровозные бригады к будущим регулярным рейсам с пассажирами: ездили на хронометраж от Бологое до Осташкова по графику будущего пригородного поезда. Машинисты депо Бологое Юрий Никифоров, Юрий Яковлев, Владислав Калинин, Артем Гуреев, Дмитрий Спиридонов, Евгений Мыслицкий, Андрей Сергеев и другие преодолели все сомнения и сумели овладеть суровой наукой управления паровозом, проявили терпение и профессионализм. Московско-Тверская пригородная компания, благодаря которой состоялся проект ретро-поезда и развивается до времени выхода в свет настоящей статьи, и Октябрьская пригородная дирекция не просто выделили для поезда вагоны, а по особому разрешению окрасили их в старинный зеленый цвет. Теперь они имеют фирменную надпись «Селигер», причем название поезду придумали пассажиры по опросу компании. В вагоне можно слушать аудиогид об истории проекта и дороги, смотреть фильмы о железной дороге, в том числе и «Чугунку». Но и этим не ограничилось: компания наняла экскурсовода для проведения экскурсий на станции. Им оказалась Элла Шекеева, которая и сегодня вместе с замечательным экскурсоводом и историком Мариной Ивановой успешно проводит экскурсии по комплексу» - Алексей особенно настаивал на указании фамилий всех этих людей.

Получился в самом прямом смысле народный проект. Все труженики транспорта, невзирая на уникальность и трудность задач, которые пришлось решить (А.Б.Вульфовым названа крохотная толика их, причем он очень переживает, что невозможно указать всех, кто поучаствовал в проекте), прониклись редким для сегодняшнего дня чувством – энтузиазмом. Словно отзвук фильма и, конечно, дух былых лет России витал над всеми этими работами.

29 сентября 2018 года первый пригородный поезд с паровозом серии Су прибыл в Куженкино, где состоялся торжественный митинг. С тех пор каждое утро по субботам и воскресеньям паровоз, за исключением профилактических дней, курсирует с обычным пригородным поездом между Бологое и Осташковым. В пути при следовании на Осташков он останавливается на полчаса в Куженкино для набора воды паровозом, и в это время для всех желающих проводится бесплатная экскурсия по музею. А билет на поезд стоит как на обычный пригородный. Люди специально приезжают в Бологое, чтобы прокатиться на нем, а в Куженкино ездят туристические группы и многие туристы сворачивают туда с шоссе.

«Мы хотели, когда все это устраивали, чтобы каждый желающий мог перенестись как на машине времени в железнодорожную старину. Настоящие паровозные гудки послушать, полюбоваться самой этой удивительной машиной – символом жизни и дороги. Узнать о причудливом самобытном прошлом русской «чугунки», описанной в стольких книгах, снятых в стольких фильмах. Но это не всё. Почему еще - комплекс? Потому что в него входит не только живая старина, но и удивительная природа Селигерского края, по которой идет поезд среди дремучих лесов, озер и болот, в древний город Осташков с монастырями, среди которых знаменитая Нилова Пустынь, по местам войн и героической борьбы – по местам воистину заповедным. Это замечательное средство для отдыха и образумления человека. Отрадно видеть в нашем поезде всегда интересных, интеллигентных, интересующихся людей. Иные в такую поездку не поедут».

Музей непрерывно дополняется новой и новой экспозицией. Были открыты «Зал 1 класса», где можно оказаться в атмосфере пребывания чеховских дачников, по старым чертежам восстановлена ретирада, она же отхожее место, она же дамская и мужская уборная, наконец, в декабре 2023 года открылась со внутренним интерьером уникальная экспозиция «Дом путевого обходчика», достойная особого описания. Постоянно пополняется внутренняя экспозиция музея. А.Б.Вульфов, обеспечивающий архивными чертежами умельцев дороги, с гордостью сообщает, например, что недавно удалось найти для зала 1 класса термометр начала 20 века со шкалами по Цельсию и Реомюру. Теперь идет активный поиск пепельницы и плевательницы той же эпохи, которые по ранжиру МПС непременно требовались до революции для расположения в залах 1-2 класса.

Это – первый в России проект такого рода. И начался он с фильма «Бологое-Полоцкая». Студия «М»-Фильм» сообщает это с гордостью.

Более подробная информация о ретро-поезде "Селигер" Бологое-Осташков и о музее Куженкино имеется на сайтах компаний ОАО "РЖД", АО "МТППК" и на сайте А.Алексеева «Заповедная магистраль", а также на видеоролике Октябрьской ж.д. по ссылке:  https://dzen.ru/video/watch/6406e1fa1d92a70da3e3474e?share_to=telegram

Расписание поезда имеется на сайтах с расписанием пригородных поездов (Яндекс расписания и др.). Рекомендуется перед поездкой в Бологое уточнить, не совпадает ли дата поездки с профилактическим днем, когда паровоз находится в ремонте. Таких дней бывает 4-5 в году, об этом заблаговременно сообщают на сайте.


© ПРЕСС-СЛУЖБА СТУДИИ М-ФИЛЬМ


Кинофильм «Чугунка» в новом цвете в формате 4K Ultra HD

E-mail Печать PDF

Кинофильм «Чугунка» в новом цвете в формате 4K Ultra HD на канале "Заповѣдная магистраль"

Документальный фильм «Чугунка» известен многим любителям железных дорог и пассажирам ретро-поездов. Снятый на Киностудии «М»-Фильм» в 2001 году, он стал одним из существенных экспонатов фонда отечественных фильмов, посвященных железной дороге.

Фото: Александр Губанков

В отличие от фильма «Бологое-Полоцкая», известного читателям нашего канала, ранее снятого небезызвестным автором обоих фильмов Алексеем Вульфовым, «Чугунка» не получила столь широкого признания.

Режиссёр Алексей Вульфов на станции Осташков. Фото: Алексей Алексеев

Сделанный по заказу тогдашнего МПС, фильм многим показался слишком декоративным, бессюжетным, больше напоминающим какой-то подарочный видеокалендарь, чем настоящее документальное кино. После лирико-эпической повести «Бологое-Полоцкой» фильм «Чугунка» казался немного поверхностным, слишком уж легким, порой без особого количества захватывающих, динамичных кадров. Фильм был, по сути, забыт на 20 лет, по центральному ТВ его не представляли, телеканалы ссылались на «слишком уж ведомственный» его характер.

Бригадир Алексей Грук осматривает паровозный котёл после промывки. Скриншот из кинофильма "Чугунка"

Прошло время. Традиции документалистики рубежа веков с непременным требованием остроты, сиюминутности, напряженности сюжета отошли в прошлое. Ушло в прошлое и очень многое в облике железной дороги, представленном в фильме. Теперь чугунка совсем не такая… Во многом «Чугунка» – уже историческая хроника: поезд «Аврора», советская окраска вагонов, ещё не обделанные сайдингом и евроокнами вокзалы, деревни со старыми избами и тому подобное.

Фильм вовсе не устарел, что удивительно для документалистики, скорее воспринимается теперь под новым углом зрения. Своеобразен его жанр – серия по преимуществу светлых лирических новелл, действительно – фильм-размышление, общий посыл которого – большая любовь автора к этой самой «Чугунке», что весьма чувствуется. Показательно, что фильм заканчивается картиной пейзажа, а не обликом живого паровоза – знаменитой «Победы» П36 под музыку Глиэра.

Кстати, музыкальный ряд картины замечателен. Надо сказать, что немало музыки сочинено и записано автором фильма.

«Я делал музыку под изображение, иногда под точный хронометраж, до сих пор неудовлетворен эпизодом промывки котла – там я перегнул с нагнетанием образа тяжести труда, к тому же и тогдашние примитивные тембры синтезатора сегодня раздражают – но что ж теперь… В целом музыка под изображение, на мой взгляд, подошла. Музыку гениев, которая там присутствует – Свиридова, Бориса Чайковского, Глиэра, чудесный мотив оркестра Эдди Рознера в эпизоде в музее – мы поместили со звукорежиссером Александром Закржевским так, чтобы она преобладала над фоновым характером музыки в других эпизодах».

Скриншот из кинофильма "Чугунка"

Отметим также, что фильм снят известным оператором Шандором Беркеши – замечательным мастером, и каждый кадр в нем при внимательном рассмотрении – живопись (буквально каждый).

Шандор Бекерши российский кинооператор венгерского происхождения. Фото из открытых источников

Сам Беркеши рассказывает, что одна из интереснейших съемок во всей его жизни – съемка промывки паровозного котла в Санкт-Петербурге, кадры из которой вошли в фильм. Возможно, именно поэтому «Чугунку» с такой охотой смотрят маленькие дети: это как беспрерывный набор ярких живых картинок.

«Поразительно, – говорит Алексей Вульфов, – как Беркеши сумел оживить на первый взгляд скучную, статичную фактуру – отдельные предметы, детали пейзажа, здания, сооружения. Все у него как бы живет самобытной жизнью, играет, отзывается взгляду, наконец – выразительно. Беркеши – мастер передачи детали, у него не бывает случайности в кадре, он не любит, как он сам выражается, «полоскать» объективом налево и направо».

Конечно, достоянием фильма является закадровый голос выдающегося актера Алексея Баталова. Этот голос буквально лепит картину, создает ее единое настроение, придает настоящую значительность, не прямолинейно, а именно подтекстом интонации обогащает смысл фильма.

«Мне посоветовали обратиться к Алексею Владимировичу во ВГИКе, на базе которого делался фильм, Алексей Владимирович тогда преподавал там, – рассказывает Алексей Вульфов. – С трепетом ждал я встречи в студии, робел немного, конечно: с таким человеком и талантищем предстояло поработать. Очень переживал, что Баталов – мастер чтения Пушкина, Блока, Пастернака - откажется читать мой достаточно прозаичный текст. Появился Алексей Владимирович – в пиджаке, аккуратных очках, необычайно приветливый и добродушный, запросто поздоровался с Сашей, уважительно поприветствовал меня, как режиссера, и попросил присесть за стол, чтобы вместе проглядеть текст. «Алешенька, ты не стесняйся, если нужно перечитывать, останавливай меня – положи мне руку на запястье вот сюда и нажимай легонько, когда нужно читать и когда нужно остановиться».

Текст он читал под изображение, что-то переозвучивать приходилось редко, иногда я просто забывался от обаяния его чтения, и тогда он сам тревожно спрашивал шепотом: «Всё хорошо? Всё хорошо? Не стесняйся». На всю жизнь это остался для меня бесценный урок закадрового чтения. Записали, проглядели фильм, он сказал: «Что ж, возможно, кто-то это и посмотрит». Горжусь, что Алексей Владимирович согласился читать мой текст. Общение с Баталовым – одно из грандиозных явлений жизни. Что же касается его участия в картине – он ее просто сделал. Его голос лег на изображение как какое-то целебное вещество».

Легендарная "Овечка" – единственный сохранившийся на ходу паровоз дореволюционной постройки серии Ов с номером 324. Скриншот из кинофильма "Чугунка"

Двадцать лет спустя, как в романе Дюма, киностудия «Мосфильм» предложила известному кинорежиссеру наших дней, директору студии «М»-Фильм» Михаилу Косыреву сделать обработку фильма «Чугунка» на специальной программе искусственного интеллекта, добавляющей пиксели. Ремастеринг преобразовал изображение в формат 4K Ultra HD. Зритель может наслаждаться максимальным погружением в происходящее на любом расстоянии от экрана. «Когда мы посмотрели получившееся, были просто поражены, насколько картинка стала ярче и лучше. И фильм зазвучал совсем по-другому», – говорит Алексей.

ССЫЛКА НА ОРИГИНАЛ СТАТЬИ  (полная версия) на канале "Заповѣдная магистраль":

https://dzen.ru/a/ZcJTEgbC-xhRCpdU

ПОСМОТРЕТЬ ФИЛЬМ "ЧУГУНКА" после ремастеринга в формате 4K Ultra HD можно тут:

https://rutube.ru/video/7ec2d61ed23abc4fa423901d309c794c/?r=wd

 


Открыто голосование за фильм Вадима Цаликова "Мой брат доктор Мольс" на сайте премии "На благо мира"

E-mail Печать PDF

Проходит зрительское голосование на сайте Премии "На благо мира".  Фильм Вадима Цаликова "Мой брат доктор Мольс" отобран в номинацию "Документальное кино".

Проголосовать за картину можно по ссылке :

https://nablagomira.ru/vote/documentalnoye-kino/dokumentalnyi-film-moi-brat-doktor-mols

На странице премии все желающие кроме голосования  могут посмотреть фильм Вадима Цаликова.

Премия присуждается индивидуальным авторам и творческим коллективам за доброту и гуманизм в творчестве. Онлайн-конкурс направлен на поддержку и популяризацию произведений, сохраняющих и распространяющих традиционные духовные ценности российского общества. На сайте премии можно заполнить заявку в любительский или профессиональный конкурс. Принимаются работы, впервые опубликованные в 2022-2023 годах.

"Мой брат доктор Мольс" - документальный фильм. Автор сценария и режиссер В.Цаликов. Оператор В.Полянский. Композитор В.Буликов. Звукорежиссер В.Брус. Продюсер Михаил Косырев-Нестеров. 52 мин. Производство ООО "Киностудии "М"-Фильм", 2022 г.

© ПРЕСС-СЛУЖБА СТУДИИ М-ФИЛЬМ

Фильм Вадима Цаликова получил награду IX Международного кинофестиваля "Отцы и дети"

E-mail Печать PDF

18 января 2024 года в Московском Доме кино состоялось торжественное награждение лауреатов IX Международного кинофестиваля "Отцы и дети" проходившего осенью этого года в Орле. Фильм "Мой брат доктор Мольс" стал лауреатом в номинации "Лучший документальный фильм" в категории Профессионалы. Награду Вадиму Цаликову вручила президент кинофестиваля Марина Куликова.

Кроме МКФ «Отцы и дети» фильм также участвовал в основном конкурсе фестиваля документального кино «Россия» в Екатеринбурге, был номинирован на Премию неигрового кино «Золотая свеча», вошел в лонг-лист национальных кинопремий «Золотой Орел» и «Ника».

"Мой брат доктор Мольс" - документальный фильм. Автор сценария и режиссер В.Цаликов. Оператор В.Полянский. Композитор В.Буликов. Звукорежиссер В.Брус. Продюсер Михаил Косырев-Нестеров. 52 мин. Производство ООО "Киностудии "М"-Фильм", 2022 г.

© ПРЕСС-СЛУЖБА СТУДИИ М-ФИЛЬМ

Страница 1 из 40