В связи с выпуском отреставрированной версии фильма
"Поездка к матери"
на российских цифровых и стриминговых платформах и телевидении
публикуем обзор отзывов и рецензий, увидевших свет в 2015-2017 гг.
ЕЛЕНА НОВИКОВА из Союза студенческих СМИ отмечает, что «фильм пропитан уникальной, аутентичной атмосферой Франции, начиняя с ландшафтов, языка, деталей интерьера и заканчивая обликом города, по которому блуждают брат и сестра, собирающиеся вскоре развеять прах матери над морем. Горе в картине граничит с вечным спокойствием и смирением перед силами, над которыми мы не властны. Размеренная, типичная жизнь вокруг контрастирует с будто бы остановившимся временем в мире главных героев, смерть матери становится для них этапом сближения и познания друг друга… Картина «Поездка к матери» — не просто психологическая драма, рассказывающая об отношениях людей, это фильм-напоминание о том, как и без того хрупкий мир каждого человека может разлететься вдребезги в тот самый момент, когда ты меньше всего этого ожидаешь».
Кинокритик ТАТЬЯНА МОСКВИНА-ЯЩЕНКО в статье «Головоломки для взрослых" (газета "СК-Новости" № 7-8 от 3 августа 2015 г.) пишет, что «Михаил Косырев-Нестеров окончательно разрушает обыденную реальность, разбивает ее флэшбеками, причем все снимает гиперреалистично и поэтично, не выделяя стилистически видения, воспоминания и жизнь. Лишь движения камеры фиксируют предельно нервный ракурс… Драматизм, красота кадра, снятого Олегом Лукичевым, отсылают нас к фильмам Тарковского, Сокурова и Звягинцева на ту же тему. Отношения с матерью – во все времена тема совести и постижения любви, разочарований, упреков и позднего прощения. Мать уехала в Прованс, оставив сына с мужем в советской России. Субъективизм камеры подчеркивает неясность отношений уставших от одиночества близких людей… У Косырева сюжет доведен до абсолютной развязки. Нет ни ссор, ни примирения. Есть невозможность что-либо изменить. Бессилие жизни. Сын, не сдержавшись, говорит матери резкие слова, после чего у нее случится инфаркт и смерть… Уютный дом остался пуст. Милые гости больше не придут в прекрасный сад. Лавандовые поля, Лазурный берег, холмы приморских Альп – все опустело с уходом матери. С уходом сына мир потерял главную координату – потребность двух любящих людей друг в друге. Не потому ли повествование столь реалистично, сколь и ирреально? Все, что было в пространстве жизни, остается в пространстве памяти, унося главное через смерть в вечность, равно доступную живым и мертвым».
После показа фильма на кинофестивале «Амурская осень» в статье «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести…» блогер ЕЛЕНА ТИМОШЕНКО отмечает, что «картина «Поездка к матери» по стилистике чем-то напоминает «Постороннего Камю»… В фильме много французских реплик, главная героиня говорит и даже думает по-французски, главный герой русский. Сам сюжет рванный. Вот зритель бежит вместе с героем назад, по следам его воспоминаний, вот торопится вперед, осознать уже случившееся, а пока осознает, выясняется, что сам герой давно мертв... Семейная драма. Парень с небрежно завязанным на шее свитером решает навестить мать, от которой в картине только голос. Старые детские еще обиды, резкие слова и вот уже реанимация, у матери инфаркт. Зритель знакомиться с сестрой главного героя: чуть приоткрытые растерянные губы, спутанные волосы, стиль «французский шик», глаза испуганного ребенка. Этим двум детям своей матери нужно кремировать мать и развеять ее прах, так она просила. Вот только дочери нужно в Париж и вообще она уверена, что брата мать всегда любила больше. А брат переживает несчастную любовь. Им нужно ответить себе на старые детские обиды, завесить дома зеркала, решить, что делать с вещами матери, рассказать соседки-молочнице, что покупательницы и подруги больше нет… Дело в атмосфере отстраненности от горя. В глазах окружающих Мерсо - эгоист. Если не ошибаюсь, у гроба матери герой Камю думал о том, что хочется пить, утолить жажду. Вот и здесь эта линия. В "Поездке к матери" есть несколько сцен с едой. Покупать или не покупать молоко у соседки, обедать после поминок... Механические движения, завтрак- обед-завтрак, поражающее своей повседневностью на фоне равнодушного, безмятежного Прованса… Самый свой главный монолог герой произносит под шум парка с аттракционами. Этого русского парня все раздражает в похоронных конторах. На поверхности вроде языковой барьер, дескать сестра уже и думает по-французски, а он и минимума не знает, но потом понимаешь, что дело здесь не в знании языка».
Кинокритик АЛЕКСАНДР ГОЛУБЧИКОВ, посмотревший картину на XXIII фестивале «Окно в Европу», отмечает, что «с помощью невероятной камеры Олега Лукичева, Косырев-Нестеров так рассказал простую историю о парне, который приехал навестить больную мать, что невозможно оторвать взгляд от экрана. Режиссерский прием, благодаря которому зрителю ни разу не показывают в кадре мать главного героя (ее озвучивала страдающая тяжелой формой болезни Альцгеймера Маргарита Терехова) вынуждает зрителя дорисовывать образ матери, и добивается того, что каждый представляет в этом качества свою. Лукичев и Нестеров добились того, что зритель реально ощущает себя третьим героем в каждой сцене, создавая эффект присутствия, а тем, что кроме Экзаркопулос и Артема Алекссева в кадре не присутствует ни одного актера - добивается абсолютного эффекта реальности происходящего».
Критик ЕВГЕНИЙ МАЙЗЕЛЬ в публикации "Амурская осень 2015. Под знаком человеколюбия" в журнале "ИСКУССТВО КИНО", пишет, что «роль сестры убедительно сыграла знаменитая Адель Экзаркопулос, подтвердив свой профессиональный класс, роль матери замечательно озвучила великая Маргарита Терехова, после тяжелой болезни практически оставившая сцену. Фильм, претендующий на статус культового в среде соответствующих фанатов и поклонников…».
Блогер TJORN, посмотрев картину на XXIV Международном кинофестивале «Фестиваль Фестивалей», констатирует: «А ещё это - кино о том, как можно быть очевидно разными и невероятно родными и близкими друг другу людьми, будучи детьми разных народов, но одной матери. Как можно говорить друг с другом буквально на разных языках, и понимать друг друга, потому, что некая, очень важная, очень "основная" часть двух разных людей принадлежит одному нерушимому основанию. И о том, как обрушивается это понимание на людей именно в тот момент, когда это самое основание внезапно ускользает из их жизни… И о том, как по-разному чувствуются и проживаются людьми разных культур самые, казалось бы, общечеловеческие вещи - жизнь, смерть, любовь, боль, ярость, смятение и воля к сопротивлению. Только обретение гармонии и покоя приходит ко всем одинаково, как Бог и рассвет над морем… И о том, какие мы, русские, всё ж таки, "плотные" люди. Как тесно, жарко, плотно, увесисто мы чувствуем и живём. Какой "слишком острой иголкой" мы "пришиты" к тем, кого любим и в ком нуждаемся. И как бесценны и невыносимы мы можем быть в этом своём "загадочном" свойстве "русской души"… И о том, что в отношениях родных и близких людей "перемена мест" сама по себе, в сущности, ничего не меняет. И, когда даже совсем большой мальчик едет навестить свою маму в деревне, совершенно не важно, в сущности, где находится эта деревня, и на каком языке говорит женщина, приносящая по утрам свежее молоко… И о том, что для наших матерей мы никогда не вырастаем до конца. И - не только в их, но и в своих головах и душах… И о том, что матери окончательно умирают только вместе со смертью своих детей».
ИРИНА КОНОПАЦКАЯ в рецензии «Поездка к матери - Смотри не на действия , а на их причину. А еще лучше - смотри на цель...», отмечает, «что, главный герой это - мать, которую вы ни разу не увидите в фильме. Мать показана как неведомая и высшая сила, что-то не от мира всего или некий персонаж оставшийся безликим за кадром (в каких-то моментах, сцены показаны словно ее глазами».
Эту тему продолжает ОЛЕСЯ ТРОШИНА в своей рецензии «Голос сердца», где она пишет: «Очень интересный ход использовал режиссёр, не показывая мать. Она всегда остаётся за кадром, а зрителям слышен лишь её голос. И это сделано не просто так, ведь из разговора мы понимаем, что когда-то давно она бросила своих детей. То есть она вроде бы всегда присутствовала в их жизни, но в то же время её не было рядом. Поэтому и её пребывание в настоящем не ощущается в полной мере, а лишь частично: в голосе или висящей в шкафу одежде. Благодаря этому, мы также ясно видим прохладу и отчуждённость на лице Максима, который смотрит на мать. А под конец будет сцена, где и он сам исчезает по ту сторону, что является неким предзнаменованием… Очень странное здесь получилось сочетание русского и французского. Когда камера несётся вслед за красной машиной героя по живописной местности, а при этом слышны мотивы, отсылающие к европейским и даже голливудским картинам, то кажется, что нет в фильме ни кусочка русской души. Но стоит только зайти в дом к матери, как ты тут же попадаешь в очень близкий и знакомый быт, а голос пожилой женщины кажется очень родным… Во время и после просмотра расслабиться не получится, вместо этого вас заставят пережить несколько персональных драм, при этом столь понятных каждому, кто даже не имел дело с подобным. И послевкусие у картины не самое сладкое, зато эта горечь может вполне возыметь целительный эффект».
Колумнист и писательница из Марселя ЛАРИСА ШТЕЙНМАН пишет: «Фильм - это ода оператору Олегу Лукичеву. Сумасшедшей красоты виды марсельских гор, Aix-en-Provence в своей красе, краски, небо, облака... В зале просмотра невольный «Ах!» после каждого кадра. Гений - оператор убивает своим мастерством, наповал. Лукичев сделал этот фильм поэмой операторскому искусству. Must have для каждого будущего киномастера, всенепременно. Включить в учебники, анналы и семинары на тему: как снимать виды. Кино. Лица. Воздух. Ветер».
Блогер ELIKA отмечает: «У фильма сложная и интересная структура: вместе с героями мы легко и мгновенно переносимся из настоящего в прошлое и обратно; зачастую кажется, что даже теряешь нить, но тут же возникает новая связь, новая зацепка и так далее. Этот фильм обращается именно к эмоциональной сфере, что-то воспринимать головой тут бессмысленно, поскольку речь идёт, конечно, о любви: сына и матери, брата и сестры, вообще, о любви и внимании к ближним. И о прощении. О том, как трудно порой простить, а когда ты решаешься на это, то уже поздно… уже и прощать некого, ибо человека нет в живых».
Журнал «Афиша. Daily» после показа фильма на кинофестивале «Движение» пишет: "Пока вокруг твердят об изоляции России, режиссёры стараются снимать кино мирового класса... «Поездка к матери» Михаила Косырева-Нестерова могла бы участвовать в любом уважающем себя европейском фестивале: к этому располагают и здравый сценарий, и награжденная по заслугам операторская работа как всегда виртуозного Олега Лукичева. К тому же снят фильм в неприлично прекрасном французском Провансе, а сестру героя (Артем Алексеев, приз за лучшую мужскую роль) сыграла обладательница каннской «Золотой пальмовой ветви» Адель Экзаркопулос, та самая, из «Жизни Адель». Сюжет — оплакивание сводными братом и сестрой, русским и француженкой, внезапно умершей матери. Её черты, в фильме вовсе не показанные, изящно ограничены голосом за кадром. Голос принадлежит великой Маргарите Тереховой — прозрачное напоминание о другой Матери, из «Зеркала» Тарковского, и о тех временах, когда с подачи этого режиссёра российское кино было органичной частью мирового".
Большой резонанс и поток рецензий у зрителей разных стран вызвал фильм
после показа на Кинофестивале "Дубль дв@" 9-10 апреля 2017 г.,
организованном «Российской газетой» и критиком Валерием Кичиным,
где картина получила «Гран-При».
«Перед нами то, что называют экзистенциальной драмой, причем написанной не в русской, а скорее во французской традиции, - пишет кинокритик ВАЛЕРИЙ КИЧИН в статье "Дубль дв@" покажет драму о потерянных и обретенных родственниках" в «Российской газете». - Рациональных объяснений поступкам персонажей искать не нужно: жизнь сама мистическим образом принимает за нас решения и диктует нам модели поведения. Она же вовремя напомнит, что она, жизнь, не бесконечна, что за все придет расплата - не физическая, так моральная. И тогда собственная душа предстанет перед человеком самым неожиданным образом. А на поверхности сюжета поначалу вроде бы ничего не происходит. Герой любуется буколическими пейзажами Прованса, встречается с иноязычной сестрой и пробует найти с ней общий язык, в ссоре с матерью обвиняет ее в своем несчастном детстве... Драма обрывается в трагедию, в мучительное чувство вины, в смерть. Настоящим открытием фильма стал актер-дебютант Артем Алексеев в роли непредсказуемого Максима. Его партнерша Адель Экзаркопулос в дни съемок была никому не известной начинающей актрисой, и уже закончив работу в этой картине, стала всемирной звездой после триумфа на Каннском фестивале фильма Абделатифа Кешиша "Жизнь Адель".
Так, зрительница из Польши ZUZANNA RENKAS, замечает, что «Поездка к матери» - «очень печальное кино про взаимоотношения родителей и детей. Здесь есть немного от Достоевского - безысходность и грусть. Оставляет много вопросов, на которые каждый ищет ответы в самом себе».
Зритель СВЕТЛАНА АГОШКОВА, пишет: «конечно, фильм не только о смерти близких и переживаниях "естественного процесса" смерти, но, более о жизни и упущенных моментах: красивой природе, непринужденному общению и добрых словах без обид и претензий. Наверное в конце можно было бы написать: позвони маме. Чтобы не было слишком поздно...».
EWA GOŁĘBIEWSKA из Польши, отмечает, что «фильм не хронологичный, многомерный, расчлененный, и, одновременно, невероятно связный. Движется много тем и оставляет зрителю выбор, который является для него наиболее значимым. Для некоторых это может быть семейная жизнь, которая в случае наших героев на самом деле не существует. Семья в фильме – только трое людей, которые на самом деле ничего о себе не знают, они слушают, но не слышат, задают вопросы, но не получают ответа. Не умеют общаться – брат и сестра не говорят даже на одном языке. Общаются на ту же тему, но до сих пор не могут договориться… Именно благодаря этой игре на наших глубочайших чувствах, фильм Михаила Косыревa-Нестеровa – это не только путешествие в глубь наших героев, но и в глубь нас самих. Что найдем в себе, когда размышляем какие отношения царят между нами и нашими близкими? О чем думали бы мы после их смерти? Нам трудно найти ответы. Режиссер не дает их нам на блюдечке. Заставляет задуматься, но не толкает в какую-либо сторону. То, что мы сделаем, зависит только от нас...».
IGA DRĘŻEK, также зрительница из Польши, размышляя о картине, пишет: «Есть кадры снятые с высоты птичьего полета, которые показывают потрясающие пейзажи – скалы, море. Такая перспектива раскрывает, как мал человек по сравнению с матерью-природой. Еще одна деталь, чтобы привлечь внимание зрителя – это способ подбора цветов. Когда герой приезжает к матери, наблюдаешь солнечную погоду, кадры полны теплых оттенков, а после ее смерти – цвета темные, вызывающие печаль. Способ представления изображения и перспективы имеют огромное влияние на эмоции, которые возникают у зрителя. Это показывает чувства героев и позволяет прочувствовать в каком положении они находятся. Музыка – это еще один элемент, прекрасно передающий эмоции, которые преобладают в данный момент. Это незамысловатые звуки, появляющиеся только в некоторых моментах… Фильм пронзительный, считаю, что это фильм не только о смерти, об уходе другого человека и о сложных отношениях, но и о собственном пути, который мы должны пройти в своей жизни. В фильме неоднократно показаны сцены извилистой дороги. На мой взгляд – это метафора, которая представляет нашу жизнь. Жизнь каждого из нас полна поворотов, трудных выборов и часто неправильных решений. Это от нас зависит, в какую сторону пойдем и как проживем нашу жизнь, а ведь каждый из нас имеет ее только одну».
В своей рецензии OLA KARPIUK размышляет: «Мы - современные люди - боимся говорить о смерти. Это тема, которая нас беспокоит, нарушает наш «идеальный» земной мир. А ведь это часть нашей жизни. Что это такое - смерть? Как к ней подготовиться? Такие вопросы возникают после просмотра фильма «Поездка к матери»… Режиссер Михаил Косырев-Нестеров пытается представить отношения между матерью и сыном, между сестрой и братом и их реакции на внезапную смерть близкого человека. Сделали ли мы все, что могли, потерянному человеку? Любили мы его? Подарили мы ему свое время? Эти вопросы помогают зрителю вместе с героями путешествовать в глубины их душ. Восхитительные пейзажи Прованса и тишина, часто появляющаяся в фильме, составляют совершенный фон для путешествия внутрь себя».
Рецензент ВЕСТА БОРОВКОВА рассматривает фильм с точки зрения античной мифологии. «Этот фильм - история предательства. Героя предают по очереди три женщины. Сначала мать, бросив их с отцом ради жизни во Франции. Потом, дважды – любимая женщина, которая изменой доводит его до полного разрушения. И, наконец, сестра, которая продает его вполне живое тело на органы. Возможно, она успокаивает себя мыслью, что наш герой уже мертв, поскольку его мозг не функционирует, но, увы, финальные кадры сновидения героя не дают нам разделить ее заблуждение. Все это тотальное крушение человеческой судьбы происходит в солнечных пейзажах Прованса. Какую историю хотел рассказать нам этим страшным сюжетом режиссер, знает только он сам. Может быть, историю о том, что все люди лгут, и каждый сам за себя. Может быть, историю о том, что из мира ушла любовь. Но мне кажется, он написал сценарий о слепом роке, чистую античную трагедию о бессилии человека перед судьбой. И снял ее в лаконичной манере road-movie. Но чистота жанра при этом была сохранена… У античной трагедии всегда ясные смыслы, человек бессилен что-то изменить, и нет лимита на страдание. Тройное предательство, обрушившееся на плечи героя, не делает его ни лучше, ни хуже. Оно просто его убивает. И эту беззащитность перед мукой первоклассно сыграл дебютант в кино Артем Алексеев … Михаил Косырев-Нестеров, который придумал, снял и спродюсировал этот миф о многострадальном Иове в интерьерах лета в Провансе, взял хороший старт в кино и оставляет нас в несмелом предвкушении возможности наблюдения за рождением биографии большого мастера».
В своих размышлениях о фильме рецензент ОЛЬГА ЮСОВА пишет: «…В день смерти матери взрослые дети – брат и сестра – сидя вдвоём на диване, совсем по-детски смотрят мультики. Она грызёт ногти, он угрюмо уставился в экран. Оба растерянны и несчастны... Как важна для понимания фильма эта сцена, как красноречивы её детали! Первая реакция этих детей на смерть матери – ошеломление и подавленность. Непоправимость сиротства любому человеку представляется вселенской катастрофой. Каждый из нас превращается в такой момент в маленького ребёнка. Но в этих обстоятельствах они оба должны повзрослеть… Многослойность сюжета открывается по мере того, как раскручивается нить сложного клубка взаимных претензий, обид, травм, невозвращённых долгов и поздних сожалений. И взросление человека после смерти родителей – лишь одна из сюжетных тем. Постепенно выясняется, что вроде бы очевидная вина сына в смерти матери не так уж и очевидна, что и у матери есть вина перед сыном, брошенным ею, когда он был маленьким. С нежного возраста он был обречён нести в глубине души травму, связанную с её уходом из семьи, а подобные травмы часто становятся проклятьем для человека. Ребёнок, рано лишившийся родительской любви, как будто покинутый ангелом- хранителем, очень уязвим для разных несчастий в будущем. Он испытывает растерянность и страх перед жизнью, синдром вечной жертвы. Вот мы и видим, как тяжело герой переживает расставание с девушкой, бросившей его так же беспричинно, как когда-то бросила мать. В конце фильма мы услышим его фразу, обращенную уже к сестре: «Я боялся потерять тебя». Вся его несчастливая жизнь состояла из разлук, из больших потерь, и его вечный страх – это страх маленького мальчика быть покинутым теми, кого он любит… Ну а для сестры вся эта ситуация как таинство религиозного совершеннолетия. Она даёт девушке возможность раскрыть в себе женственность, проявить к брату материнские, взрослые чувства, научиться самой и научить его состраданию, утешению, прощению… Заметны национальные различия в менталитете брата и сестры в предложенных обстоятельствах. Он из России, где многое в отношениях между людьми строится на надрыве, на драматическом напряжении, где ссора подчас разгорается от малейшей искры и приводит к разрыву, а то и к трагедии. Это и происходит в его общении с матерью. А сестра –настоящая европейка, разумная девочка, не чуждая искренних переживаний, бурных проявлений чувств, но и не теряющая головы даже в горе. Ей в одиночку предстоит принять непростое решение о донорстве органов своего погибшего брата. Для русского человека здесь возникло бы много препятствий морального свойства. Но она примет это решение без лишней экзальтации и рефлексии, лишь руководствуясь целесообразностью такого поступка и истинно европейским здравым смыслом… Цепочка фактов красноречиво свидетельствует о том, что человек беззащитен перед многими обстоятельствами с самого детства, что жалки наши попытки преодолеть своей волей хаос внешних событий, что чрезвычайно хрупки и недолговечны наши связи с близкими людьми. И ещё что у каждого за спиной маячит ангел смерти, что кратким может оказаться путь человека к небытию, и нет в этой преждевременности ни награды, ни наказания, а есть один лишь слепой случай, защититься от которого собственными силами невозможно… Всё прекрасно в этом фильме: правильно поставленные вопросы и честные, умные, сложные ответы. Великолепна игра актёров, один только монолог главного героя о расставании с возлюбленной чего стоит! Во всём чувствуется твёрдая рука режиссёра, превратившего в художественный метод тончайшее знание о глубинах человеческой психики, по этой причине легко удерживающего интерес на своём неспешном повествовании, заставляющего зрителя спокойно и без осуждения принимать правду каждого персонажа и приходить в итоге к мыслям, актуальным во все времена для любого поколения. По-моему, шедевр».
Рецензент ЕВГЕНИЯ ЛАРИНА, подытоживает: «И все-таки «Поездка к матери» - разговор по душам. Разговор со своими близкими, пока они рядом. Разговор, в котором тебя поймут. Разговор, который нужен».
Зрительница ИРИНА ТЕЗИКОВА отмечает: «После просмотра таких фильмов задумываешься о главном – о близких и родных, о совершенных поступках, о сказанных словах! О моментах, которые никогда не повторятся – НИКОГДА! Цените моменты и берегите своих любимых!».
Зритель из Польши DANIEL ZAPILAJ замечает: «Русское кино совсем непростое. Даже если к нему готовиться, оно всегда чем-то удивит, заставит подумать. Можно ли приготовиться к смерти? Особенно к смерти близкого человека? К своей? Ответы на эти вопросы не совсем ясны. Возможно, они никогда найдены не будут. Но попытку разобраться с ними сделал Михаил Косырев-Нестеров в фильме «Поездка к матери».
Размышляя о фильме, рецензент ВАЛЕРИЯ НАУМОВА пишет: «Это фильм о разных проявлениях одной боли, о прощении и искуплении. Нельзя сказать, какой культуры в нем больше: Франции или России. Режиссер и сценарист картины Михаил Косырев-Нестеров умело сочетает описания тихой европейской жизни и вечные вопросы русского искусства. Отдельно хочется отметить работу оператора Олега Лукичева, который даёт зрителю буквально "почувствовать" картинку тактильно. Актерская игра также заслуживает внимания. Артем Алексеев и Адель Экзаркопулос шаг за шагом мастерски раскрывают портреты своих героев. Картина наполнена эмоциями, она вся – о чувствах, которые сложно выразить словами: о любви, о раскаянии, о сожалении и обиде. Её не надо анализировать и раскладывать на кадры – чтобы понять задумку режиссера, достаточно слушать себя».
Зрительница ПОЛИНА ПОЛЯКОВА считает, что «режиссер фильма Михаил Косырев-Нестеров обнажает жизнь. И она становится такой, какой ее описывал Ги де Мопассан – «историей утраченных иллюзий, несбывшихся надежд и преданных чувств». Но ведь «жизнь не так хороша, но и не так плоха, как о ней думают»? Так какая же она? Посмотрев данную картину, вы непременно захотите обнять самых близких, попросить прощения. Вы начнете ценить каждый миг,проведенный с семьей. Вы задумаетесь о своем поведении, поступках, которые могли задеть, обидеть любимых вами людей. Вы станете самими собой».
«Фильм получился необычайно личный, для каждого смотрящего его, - пишет в своей рецензии НАТАЛЬЯ ЗАЙЦЕВА. - Вдвойне личный, если те, кто смотрит его сталкивался в своей жизни с внезапной потерей самых дорогих людей. Такой фильм, на мой скромный взгляд, нужно смотреть в одиночестве или в компании самого близкого человека. Великолепно показаны и сыграны все стадии горя, через которые проходит каждый, кто оказывается в такой ситуации. Нет лишних диалогов, как и в реальной ситуации. Есть тихие и громкие эмоции. Есть осознание того, что жизнь и смерть не конечны, это, увы, круговорот, в котором мы постоянно пребываем. Самого страха смерти как такого нет, есть страх... а что нам теперь делать, тем кто остался, кто потерял... Актёры проникновенно и здорово исполнили роли Максима и Марии-Луизы. Потрясло откровение Максима об измене своей девушки, и жаль, что он не смог по душам поговорить со своей мамой, а грубо обрубил разговор на эту тему.
ЕВГЕНИЙ КВАК делится своим впечатлением о картине: «Невероятно тонкий фильм! Тебя накрывает такая глубина понимания, что есть твоя мысль и твоё слово! Вроде ты и знаешь об этом, но не думаешь так глубоко, и поэтому и слова, и отношения к поступкам других поверхностны до той поры, пока не накроет тебя! Слава Богу, если успеешь понять! Красивый и щемящий фильм! Браво режиссеру, актерам и всем создателям! Такое слово так необходимо в нашем мире! Спасибо!!!».
«Фильм «Поездка к матери» - серьезное размышление о жизни и смерти, - сказал о картине, получившей Гран-при фестиваля «Дубль дв@» в 2017 году, председатель жюри АЛЕКСАНДР МИТТА. - Именно этим должно заниматься искусство. Возмутительно, что картина показана всюду в мире, а в России у нее нет проката? Зритель пришел бы смотреть. Фестивалю надо и дальше сближать аудиторию с фильмами, потому что без зрителей кинематографисту нет жизни».
«Прочтений может быть множество, - пишет киновед ЮЛИЯ АНОХИНА. – Эта история - как сама жизнь: и простая, и сложная. В её видимой простоте сокрыта тайна, разгадывать которую можно до бесконечности. Каждый волен увидеть в ней собственный опыт, или опыт близких. Но есть одна сквозная мысль - перед лицом подлинного горя растворяются все наши мнимые печали и радости. Только истина человеческих отношений, их подлинность имеют ценность, остальное – тлен».
© ПРЕСС-СЛУЖБА СТУДИИ М-ФИЛЬМ