>> Главная » Новости » Рецензия Алексея Вульфова на экзамен по сольному пению студентов 3-го курса мастерской А.Л.Федорова во ВГИКе
Среда, 05 Фев 2025

Notice: Undefined variable: inset2 in /home/mfilm/m-film.ru/docs/templates/gk_gamebox/layouts/blocks/main.php on line 33

Рецензия Алексея Вульфова на экзамен по сольному пению студентов 3-го курса мастерской А.Л.Федорова во ВГИКе

E-mail Печать PDF

Мы публикуем рецензию Алексея Вульфова на экзамен по вокалу студентов 3 курса ВГИКа мастерской профессора А. Л. Федорова. Рецензия была написана для «Литературной газеты».

Алексей Вульфов - обозреватель раздела "Культура" в «Литературной газете».   В свое время именно там были публикованы его рецензии  на ВГИКовские спектакли «Зойкина квартира» и «Рядовые» (маст. А. Михайлова и А. Федорова).

Вы можете познакомиться с ними в архиве «Литературной газеты»:

https://lgz-ru.turbopages.org/turbo/lgz.ru/s/article/zoykina-kvartira-vo-vgike/

https://lgz.ru/article/ryadovye-stseny/

Далее вы сможете прочесть новую рецензию Алексея Вульфова на экзамен по вокалу. Пусть его восхищенный отзыв вдохновит изумительный курс А. Л. Федорова и педагогов на новые свершения!

___________________________________________________________________________________

 

«Надо, чтобы молодыми голосами запели старую песню».

Валерий Гаврилин

МЕЧТА СБЫЛАСЬ!

Счастлив, что довелось увидеть удивительное действо – экзамен по вокалу во ВГИКе 3-го курса мастерской А.Л.Федорова. Это невероятно!

Молодежи плохой не бывает. Молодежь будет такая, какие взрослые. Что взрослые предложат – такая и молодежь. И вот можно в этом убедиться!

Нет слов одобрения тому, что молодежь оказалась вовлечена в панораму дивной, сегодня, казалось бы, немыслимой уже в стыке с веком сим эстрады преимущественно 1960-х годов и народных песен – тем более молодежь нынешняя, ничего не знающая, безголосая, тусовочная, языка родного толком не ведающая – и как вовлечена!! Один за другим словно какое-то чудо выходили блистающие девушки и юноши и пели старые песни в стилистике мелодий, и аранжировки, и исполнителей 60-х – блаженного, благополучного века в европейском мире, времен личностности в исполнительстве, эпохи певцов-героев и певиц с обаянием и голосом на всё человечество, хотя бы на весь народ, замиравший и подпевавший от восторга у черно-белого экрана.

Это было настоящее искусство – то есть кунстштюк, выделка, это было время широты радости и восторга, роскошных оркестровых аранжировок и, конечно, мелодий – непременного атрибута «легкой» (теперь-то мы понимаем – в кавычках) музыки, которую во времена сегодняшнего первобытного звукового варева и внемузыкальности снисходительно называют «в стиле ретро» - да только оно-то как раз не ретро, оно-то вечно молодо, пробуждает счастье, букетное полыхание, всё доброе в человеке.

Это было время пробуждения после ужасной войны, время раскрепощения, оживления, возвращения человека ко всему светлому в себе, к нормальной устроенной жизни, время торжества красоты в новом стиле, с новыми инструментами и тембрами – время полноты артистических и слушательских чувств! Как не созвучно оно нашему веку… - но вот на этом экзамене, который, конечно, не экзамен, а блистательный концерт (это все и надо превратить в филармонический концертный номер), то время воскресло! – причем как: теми самыми гаврилинскими молодыми голосами и, главное, молодой радующейся энергией, а не музейно или пародийно.

Такое впечатление, что все они (студенты) влюблены каждый в свою песню. Аура удовольствия и исполнительского восторга царит захватывающе, нового номера ждешь, азарт зрительский усиливается!

Это была моя мечта – возвращение к прекрасному старому, но возвращение молодое, весеннее, искреннее, со свежей яркостью молодости. Ну всё тут невероятно: поразительное знание репертуара, классный подбор произведений (многие песни узнал впервые), великолепная идея вести концерт под живые инструменты и замечательное обаятельное ведение Максимом Павловым, к тому же отлично играющим на фортепиано, и сценическая и вокальная дикция, мимика, артикуляция, чистота интонации (великолепная!) – всё это на высоте.

Но больше всего поразило то, что ни у кого, ни в одном исполнении не было форсирования, попытки «вокализмов», напыщенности, пения не своим голосом, никто не пыжился – поразило естество, в самом лучшем смысле слова домашнее, раскованное, живое донесение песни, в котором голос не форсируется, его не пытаются «ковать», тембр естественен, без наигранной филармоничности - но как раз это и создает ощущение свежести и самобытности!

Каждому исполнителю дана возможность выражать себя, свою натуру, свое чувство песни – и никто не гонится за магомаевым или за большим театром, никто никому не подражает – хотя видно, что с ребятами очень тщательно изучался не только репертуар, но и стиль тогдашнего исполнительства.

Они глубоко вжиты в то, что делают.  Каждая песня – действо, миниспектакль, не абстрактное созерцание.

Понравились все! – но не могу не выразить особого зрительского восхищения, от которого орал и хлопал в ладоши, сложившейся певицей акробатического уровня вокального и актерского мастерства Софьей Ларионовой с ее виртуознейшим джазовым «Эамэйл Спешиал» (как она поставила этот сложнейший номер?!), не могу забыть великолепное певческое жонглерство Эрика Панича с его сверкающей мимикой и настоящим тирольским фальцетом в венской народной песне «Теперь еще бутылочку вина» или ироническое обаяние Александра Вяльцева в столь же обаятельной болгарской песне «О моя пролет» (открыли кучу замечательной забытой музыки!), жемчужины кокетливых прищуров Анастасии Коноваловой в польской

«Танцующие эвридки» (где она научилась этому типическому кокетству полек, такому калейдоскопу взглядов?), глубинную лирическую мощь украинской народной песни «Ой, я знаю, що грих маю» в донесении Виолетты Калачук, околдовала абсолютно русская лицом Валентина Малыгина в американском номере «Я буду грустить» из мюзикла (но бродвею такого шарма и не снилось!), захватил внутренний задор с замечательным чувством меры Ивана Кривицкого в греческой "Опа, опа, тай бузукья".

Вообще же в каждом из тридцати студентов есть свое своеобразие, личный колорит. Каждый весь в себе и в песне. Актер подобно композитору в музыке должен быть узнаваем с первых секунд появления - каждый из них узнаваем.  Каждая песня – действо, миниспектакль. В каждой песне развитие и кульминация, это получились сквозные, а не статичные номера. Отличные окончания номеров у всех буквально, законченность убедительная!

Ни один не спел без создания образа, всё предстает прожитым глубоко. Ярчайший пример разработки актерского мастерства на сольном пении. Великолепная настроенческая нюансировка, мимическая акцентуация, догадываешься, о чем поют даже и на иностранном языке. Каждая песня – образ, как это было когда-то. Запомнится, конечно. Такие выступления – достояние зрителя жизненное, не только культурное.

Дали студентам возможность развиваться на хорошем, настоящем, хотя и забытом, а нынешней обездоленной молодежи вообще абсолютно неизвестном – и получили блестящий результат, просто праздник какой-то. Воистину, где ищешь, то и обрящешь. Видно, что ребята очень внимательно знакомились с образцами исполнения своих номеров знаменитостями 60-х – но совершенно не копируют, не шаржируют их, остаются сами собой, хотя исполнительскую выделку держат прочно. Это получился еще и блистательный пример разработки актерского мастерства на пении.

Ну, тут удалось немыслимо: смеются глазами, девки подмигивают с поволокой, руками ведут, как василисы прекрасные, парни обаяшки все на девичью беду, обаяние вообще во всем невероятное – а впридачу еще и дыханье молодости, которое дополнительно высвечивает  всё золотым неповторимым лучом!

Очень понравилось, что дана возможность петь без насилия над собой ребятам с не столь хорошими природными вокальными данными – они достигают выразительности через прочувствованность исполнения, через достоинство сценическое своего рода. Искренне. Через внутреннее, а не внешнее. И еще поразил изумительный вкус, с которыми всё это сделано: ни одного пережима, пыхтения, планка культуры и воспитания очень высока, что и подобает традициям времен тех песен не только воскресшим, но и преумножившимся на этом экзамене. Вот именно – достоинство. Каждому педагоги дают возможность раскрыть, а не давить себя в своей органике. Это очень чувствуется, и очень хорошо.

И ведь освоено к тому же многоголосие, поют сложную хоровую фактуру, даже полифония кое-где - грузинская! – потрясающе. Какие педагоги!

Если и придираться к чему – может быть, жестикуляции могло бы быть чуть меньше, она порой немного единообразно смотрится, но понятно, что в пении в таких жанрах это неизбежно, не стоять же стоймя на сцене.

Песни народов мира – как это гуманно и примиряюще на фоне всеобщей теперешней конфронтации. Всё сделано, к счастью, без всякой оглядки на так называемые «современные предпочтения», читай – жестокие нравы, сударь, всё больше подобные законам волчьей стаи (ведь звуковой мир попсы набирает агрессию, лозунгообразность).

Без всякой декларативности и памфлета произошло погружение в такие глубины культуры, которые вне конфронтации и вообще сиюминутности. Эстетика определяет эти глубины, художественное качество, а не примитивная конъюнктура, т.н. злободневность (от слова злоба). Поэтому и песни звучали и украинская, и польская, и болгарская, и австрийская – старые песни, те самые, о которых сказал Гаврилин; всё это вне времени. Репертуар этого экзамена – редкое теперь проявление культуры и интеллигентности. «Песни мира» – то есть и планеты, и мирной жизни. Дыханье из времен одухотворенных. Как оно радостно и полезно, особенно теперь!


Я памятник поставил бы тем, кто приобщил к этому молодых, да еще и так приобщил. Слава педагогам, открывших всё это студентам, заставившим их пропустить это через себя. Это дорога к настоящему. Это верный и очень свежий путь. Да и тем молодым, кто в зале слушал, полезно было хоть узнать такое! И какой успех – понятно: многие в публике впервые узнали, что таковое вообще существует на свете, и изумленно восхитились этим!

Звучащий Гаврилин в конце концерта – это очень закономерно в отношении эпиграфа к данному отзыву.

Алексей Вульфов

___________________________________________________________________________________________

ОБ АВТОРЕ

Алексей Борисович Вульфов (1963 г.р.) - писатель, композитор, радиожурналист, кинодеятель и театральный критик. Постоянный автор раздела Культура «Литературной газеты». Среди его статей рецензии на спектакли ВГИК «Зойкина квартира» и «Рядовые». Телеведущий рубрики программы «Правила жизни» телеканала «Культура-Россия».

Алексей Вульфов окончил ГМПИ им. Гнесиных по специальности «композиция» в классе профессора Н. И. Пейко. Работал в СК СССР в организационно-творческой комиссии в 1989–1992 годах под руководством выдающихся композиторов Б. А. Чайковского и Г. В. Свиридова. Написал несколько фортепианных ("Мавринские пьесы"), хоровых (на стихи Пробатова, Есенина и др.), симфонических произведений, музыку для кино.

Художественная проза А.Б. Вульфова с 1996 года публиковалась с предисловиями В.Распутина и В.Астафьева в журналах «День и Ночь», «Наш современник», «Роман-журнал», «Коломенский альманах», «Сибирь». Им написана книга воспоминаний о Г.В. Свиридове "Теперь лишь вспоминать", подготовлен сборник "Г.В. Свиридов в воспоминаниях современников".

Председатель ВОЛЖД.