ПОЛИТ.РУ
Куба, солнце, любовь, вечность
19 Сентября 2008г.
Татьяна Елькина
|
В Нижнем Новгороде в киноцентре «Рекорд» 18 сентября прошел показ фильма Михаила Косырева-Нестерова «Океан», уже демонстрировавшегося ранее в рамках Московского международного кинофестиваля, а в дальнейшем запланированного для участия в кинофестивалях в Японии и Латинской Америке.
Картина оригинальна уже тем, что съемочная группа была полностью российской, а актерами выступали исключительно кубинцы. Сам фильм, соответственно, полностью снят на Кубе. Странное по нынешним временам сочетание творческих усилий дало довольно интересный результат.
Конечно, производит впечатление натура – экзотическая природа, нищенский быт, гаванские гордые и опшарпанные особняки в колониальном стиле, живые характеры героев, рыбная ловля, первомайская демонстрация, деревенская свадьба и прочее. Есть на что посмотреть хотя бы чисто из любопытства.
Очень своеобразна операторская работа небезызвестного Олега Лукичева (кстати, по словам режиссера, идея снимать фильм на Кубе принадлежит именно Лукичеву): фильм снят на подвижную камеру, без использования штатива. И отлично смонтирован. В результате он получился очень динамичным, насыщенным мелкими подробностями, которые как раз и позволяют почувствовать весь колорит Кубы, создать ее неожиданно глубокий образ. Судьба же отдельного кубинского юноши Джоэля в данном случае воспринимается большей частью как способ рассказать об этой стране и об этом народе.
Этот же прием эффективно сработал в фильме Фернанду Мейреллиша и Кати Люнд «Город Бога» (2002г.). Ведь то, что бедный выходец из трущоб, кишащих бандитами и наркоторговцами, осуществил свою мечту и стал фотографом – в картине Мейреллиша и Люнд далеко не самое важное. Из всех бесчисленных деталей, которые режиссеры вываливают перед зрителем в псевдохаотичном порядке, выстраивается полновесный и глубокий – жуткий, но яркий и живой – образ Города Бога.
У Косырева-Нестерова в «Океане» этот прием работает ни чуть не хуже, но вскрывает уже не бразильский, а кубинский колорит, образ жизни и мировосприятие.
Также есть сходство у режиссеров и в подходе в выборе актеров: Мейреллиш собрал в основном непрофессиональных и малоизвестных актеров, Косырев-Нестеров признается, что отлавливал своих героев прямо на улицах Гаваны. Конечно, у Мейреллиша непрофессионалов больше (от чего его фильм совершенно не пострадал и даже наоборот), но у Косырева-Нестерова профессионалы на неожиданной высоте – они не переигрывают и не работают в полсилы. Актерская игра в «Океане» очень естественна, что, надо признать, встречается крайне редко. Мы уже настолько привыкли к условностям жанра (театра и кино), что воспринимаем актерскую наигранность как привычный, позволительный элемент – чтобы выглядело еще красивее, чем в жизни. Это классическая голливудская подача материала. Оттуда же и большинство типов киногероев – слишком красивых, слишком накачанных и т.п. Все они не из реальной жизни, но мы им это прощаем, потому что они – элемент устоявшихся условностей в кино. Режиссер «Океана» решил пренебречь этими условностями, что, пожалуй, скорее пошло фильму на пользу, а не наоборот.
Главного героя Джоэля играет студент театрального училища Джордж Луис Кастро – и это его первая работа в кино и вообще первая крупная актерская работа. А вот его мать Миранду играет давно состоявшаяся театральная актриса Алина Родригес Руис. Тренера Джоэля по боксу играет настоящий кубинский боксер, который, тем не менее, никогда не пробовал себя на актерском поприще… При этом совершенно нет ощущения, что одни герои не дотягивают до других и что фильм держится только за счет игры профессионалов и провисает там, где их нет.
Картины кубинской рыбацкой деревни не менее колоритны, чем картины Гаваны. Украсили фильм и непостановочные съемки кубинской первомайской демонстрации. При этом кадры сняты настолько мастерски, что даже не верится, что все это снималось вживую, исходя из того, что пересъемов не будет.
Картина очень органично сочетает в себе печальное и жизнерадостное, так что в одном всегда присутствует элемент другого. Что-то вроде неизбывного оптимизма на руинах – и не вынужденного, а какого-то очень искреннего. Можно выделить в фильме несколько тем: поиски себя, тема семьи, любовная линия и что-то еще неуловимое, но постоянно ощущаемое – океан.
Если говорить о чем-то, чего в картине не хватает, то это как раз будут виды океана. Его близость, его влияние, его значимость для главного героя – они постоянно зрителем ощущаются. И в финале мы видим, что герою предстоит быть поглощенным океаном, растворится в нем. И это воспринимается не столько как трагедия, сколько как шаг навстречу вечности. Но самих пейзажных картинок океана в фильме совсем немного – меньше, чем хотелось бы зрителю. Слишком мало, чтобы успеть достаточно проникнуться красотой и мощью этой стихии. Режиссер, кстати, и сам признает, что пейзажная составляющая получилась неидеально, объясняя отсутствие общих планов ограниченными возможностями техники, при помощи которой велись съемки.