>> Главная » Новости » «Бологое-Полоцкая»: фильм, переросший в жизнь!
Четверг, 12 Дек 2024

Notice: Undefined variable: inset2 in /home/mfilm/m-film.ru/docs/templates/gk_gamebox/layouts/blocks/main.php on line 33

«Бологое-Полоцкая»: фильм, переросший в жизнь!

E-mail Печать PDF

После того, как был снят и показан документальный фильм Алексея Вульфова и Георгия Угарова «Бологое-Полоцкая», общественное внимание к этой уникальной железной дороге весьма усилилось. В данном случае А.Б.Вульфов выступил уже не как режиссер, а как организатор целого проекта, который сегодня известен всей стране.

В начале 2010-х годов совместно с Комитетом по охране объектов культурного наследия Тверской области была проведена работа по сохранению старинных зданий и сооружений на линии, причем для сохранения были отобраны целые станции – Куженкино, Баталино, Осташков. Огромную помощь в работе оказал архитектор, член Общества любителей железный дорог Михаил Михайлов. От Комитета участие и поддержку оказали руководитель Комитета Михаил Смирнов и сотрудник Комитета Андрей Крылов. В выявлении объектов исторического наследия на линии и их фото- и документальной фиксации неоценимую помощь оказали сотрудник Музея железных дорог России Юрий Ильин и сотрудники Центра научно-технической информации и библиотек Октябрьской ж.д. Павел Стрелков и Ирина Паршакова. Все они смотрели фильм «Бологое-Полоцкая» и являются его поклонниками.

Идея А.Вульфова состояла в том, чтобы не просто сохранить старинный архитектурный фонд линии (ярко представленный в фильме), но и организовать целый исторический комплекс, который включал бы в себя регулярный ретро-поезд на паровой тяге и музей железнодорожного зодчества. Причем поезд должен подходить к музейной станции, где для пассажиров будет проведена экскурсия.

Невероятная, абсолютно невыполнимая, казалось бы, идея в 2018 году оказалась полностью реализована. Конечно, это чудо сотворил Бог, но, как всегда в таких случаях, не обошлось без людей с большой буквы. Идею поддержали высшие руководители ОАО «РЖД», в первую очередь Валентин Гапанович, тогдашний главный инженер компании ОАО «РЖД», и начальник дирекции тяги Олег Валинский. По указанию В.А.Гапановича линия стала заповедной зоной железных дорог России, а О.С.Валинский дал распоряжение об организации поезда на паровой тяге. Но после этого главную роль в создании комплекса сыграл настоящий подвижник, замечательный транспортный руководитель – главный инженер Октябрьской железной дороги Виктор Иванов. «Без этого человека ничего бы не было. Он смог довести до конца весь этот замысел, что потребовало очень большого терпения и усилий. Мне посчастливилось познакомиться и вместе работать не просто с инженером, а с человеком замечательной управленческой культуры и масштаба мышления, достойных выдающихся русских инженеров-путейцев прошлого», - говорит Алексей про В.И.Иванова. Неоценимую помощь оказали тогдашние руководители дороги Владимир Голоскоков и Михаил Глазков.

Для музеефикации с подачи А.Б.Вульфова была определена станция Куженкино, на которой, несмотря на беспощадные бомбежки в годы Великой Отечественной войны, наилучшим образом сохранились старинные сооружения. Кроме того, станция находится совсем рядом с шоссе Петербург-Москва. При осмотре станции генеральным директором ОАО «РЖД» Олегом Белозеровым этот момент стал решающим в принятии решения о создании комплекса. Название его образовалось как бы само собой: музейный комплекс «Старинная железнодорожная станция Куженкино».

 

Описать весь объем работ невозможно, да и мало кто поверит в то, что в наше время такое могло состояться. «За год были проложены пути для разворота по Осташкову с установкой стрелки на главном пути, в чем очень помог начальник станции Роман Осипов, под руководством мастера Аллы Беловой восстановлено водоснабжение паровоза по станциям Куженкино и Осташков, причем гидроколонку привезли за 1000 километров из Тихвина. Наладили снабжение углем и смазкой для паровоза, наконец, под руководством замечательного мастера и руководителя службы гражданских сооружений Вячеслава Александровича Петрова ржевские умельцы отремонтировали вокзал и многие здания и сооружения, причем порой не хуже профессиональных реставраторов. Мне же довелось готовить паровозные бригады к будущим регулярным рейсам с пассажирами: ездили на хронометраж от Бологое до Осташкова по графику будущего пригородного поезда. Машинисты депо Бологое Юрий Никифоров, Юрий Яковлев, Владислав Калинин, Артем Гуреев, Дмитрий Спиридонов, Евгений Мыслицкий, Андрей Сергеев и другие преодолели все сомнения и сумели овладеть суровой наукой управления паровозом, проявили терпение и профессионализм. Московско-Тверская пригородная компания, благодаря которой состоялся проект ретро-поезда и развивается до времени выхода в свет настоящей статьи, и Октябрьская пригородная дирекция не просто выделили для поезда вагоны, а по особому разрешению окрасили их в старинный зеленый цвет. Теперь они имеют фирменную надпись «Селигер», причем название поезду придумали пассажиры по опросу компании. В вагоне можно слушать аудиогид об истории проекта и дороги, смотреть фильмы о железной дороге, в том числе и «Чугунку». Но и этим не ограничилось: компания наняла экскурсовода для проведения экскурсий на станции. Им оказалась Элла Шекеева, которая и сегодня вместе с замечательным экскурсоводом и историком Мариной Ивановой успешно проводит экскурсии по комплексу» - Алексей особенно настаивал на указании фамилий всех этих людей.

Получился в самом прямом смысле народный проект. Все труженики транспорта, невзирая на уникальность и трудность задач, которые пришлось решить (А.Б.Вульфовым названа крохотная толика их, причем он очень переживает, что невозможно указать всех, кто поучаствовал в проекте), прониклись редким для сегодняшнего дня чувством – энтузиазмом. Словно отзвук фильма и, конечно, дух былых лет России витал над всеми этими работами.

29 сентября 2018 года первый пригородный поезд с паровозом серии Су прибыл в Куженкино, где состоялся торжественный митинг. С тех пор каждое утро по субботам и воскресеньям паровоз, за исключением профилактических дней, курсирует с обычным пригородным поездом между Бологое и Осташковым. В пути при следовании на Осташков он останавливается на полчаса в Куженкино для набора воды паровозом, и в это время для всех желающих проводится бесплатная экскурсия по музею. А билет на поезд стоит как на обычный пригородный. Люди специально приезжают в Бологое, чтобы прокатиться на нем, а в Куженкино ездят туристические группы и многие туристы сворачивают туда с шоссе.

«Мы хотели, когда все это устраивали, чтобы каждый желающий мог перенестись как на машине времени в железнодорожную старину. Настоящие паровозные гудки послушать, полюбоваться самой этой удивительной машиной – символом жизни и дороги. Узнать о причудливом самобытном прошлом русской «чугунки», описанной в стольких книгах, снятых в стольких фильмах. Но это не всё. Почему еще - комплекс? Потому что в него входит не только живая старина, но и удивительная природа Селигерского края, по которой идет поезд среди дремучих лесов, озер и болот, в древний город Осташков с монастырями, среди которых знаменитая Нилова Пустынь, по местам войн и героической борьбы – по местам воистину заповедным. Это замечательное средство для отдыха и образумления человека. Отрадно видеть в нашем поезде всегда интересных, интеллигентных, интересующихся людей. Иные в такую поездку не поедут».

Музей непрерывно дополняется новой и новой экспозицией. Были открыты «Зал 1 класса», где можно оказаться в атмосфере пребывания чеховских дачников, по старым чертежам восстановлена ретирада, она же отхожее место, она же дамская и мужская уборная, наконец, в декабре 2023 года открылась со внутренним интерьером уникальная экспозиция «Дом путевого обходчика», достойная особого описания. Постоянно пополняется внутренняя экспозиция музея. А.Б.Вульфов, обеспечивающий архивными чертежами умельцев дороги, с гордостью сообщает, например, что недавно удалось найти для зала 1 класса термометр начала 20 века со шкалами по Цельсию и Реомюру. Теперь идет активный поиск пепельницы и плевательницы той же эпохи, которые по ранжиру МПС непременно требовались до революции для расположения в залах 1-2 класса.

Это – первый в России проект такого рода. И начался он с фильма «Бологое-Полоцкая». Студия «М»-Фильм» сообщает это с гордостью.

Более подробная информация о ретро-поезде "Селигер" Бологое-Осташков и о музее Куженкино имеется на сайтах компаний ОАО "РЖД", АО "МТППК" и на сайте А.Алексеева «Заповедная магистраль", а также на видеоролике Октябрьской ж.д. по ссылке:  https://dzen.ru/video/watch/6406e1fa1d92a70da3e3474e?share_to=telegram

Расписание поезда имеется на сайтах с расписанием пригородных поездов (Яндекс расписания и др.). Рекомендуется перед поездкой в Бологое уточнить, не совпадает ли дата поездки с профилактическим днем, когда паровоз находится в ремонте. Таких дней бывает 4-5 в году, об этом заблаговременно сообщают на сайте.


© ПРЕСС-СЛУЖБА СТУДИИ М-ФИЛЬМ