Из статьи Председателя жюри 1-го Красноярского международного кинофестиваля СЕРГЕЯ КНЯЗЕВА "ВНЕИГРОВОЕ" ("СК-Новости", № 11 (349) 14.10.2016 г.)
Гран-при фестиваля с вручением именной статуэтки, созданной скульптором Тимуром Харламовым, был удостоен российско-французский фильм Михаила Косырева-Нестерова «Поездка к матери». Прибытие в Красноярск самого автора дало организаторам и зрителям возможность познакомиться с ним лично, побеседовать о кино. Отзвенели фанфары, отгремели гитары, церемония закрытия «отыгралась», а через полтора часа закончился и фильм закрытия фестиваля. Михаилу cтали задавать вопросы, и выяснилось,что в картине играли только два профессиональных актера да звучал закадровый голос великой актрисы Маргариты Борисовны Тереховой. Остальные роли исполнялись непрофессионалами...
И вот перед нами режиссер Михаил Косырев-Нестеров. Персонажи его фильма дышат воздухом правды. Он виртуозно выстраивает ритм, его «неактеры» – точнейший инструмент создания мифа. «Ты мог бы отдать свое сердце матери?» ‒ спрашивает героя сестра, и он, не раздумывая, соглашается. Повествование обретает образный строй греческого мифа, и потому фильм волнует людей всех континентов. Жюри I Красноярского международного кинофестиваля единогласно решило признать его абсолютным лидером...
После знакомства с этим выдающимся режиссером я легко расстаюсь со всеми «реальными кино» и «флаэртианами» 90-х годов и вновь возвращаюсь к произнесенному гениальным Сергеем Эйзенштейном слову «внеигровое»...
Дипломами за лучшее воплощение главной женской роли на экране и за кадром в фильме «Поездка к матери» (реж. Михаил Косырев-Нестеров) были награждены французская актриса Адель Экзаркопулос и народная артистка России Маргарита Терехова. Я счастлив, что, отметив среди победителей фестиваля Маргариту Борисовну Терехову, мы вручили ей первую за весь ее творческий путь российскую профессиональную награду за роль в кино...
Этих встреч могло и не произойти, если бы Михаилу Косыреву-Нестерову после окончания ВГИК (мастерская Игоря Таланкина) не довелось поработать в документальном кино. В начале двухтысячных годов он с оператором Шандором Беркеши снял четыре фильма из цикла «Индия глазами иностранных режиссеров». Это были совершенно новые школа и опыт, после которых Косырев-Нестеров сделал еще несколько фильмов как режиссер и стал продюсером документального кино, работал с выпускниками мастерской Виктора Лисаковича во ВГИК Алексеем Вахрушевым и Вадимом Цаликовым. За эти годы у Михаила появилось понимание, отчего в студенческих работах актеры играют плохо, как с ними взаимодействовать, чтобы добиться достоверного результата. В Индии же, например, его реальные герои, как дети, были искренни и достоверны каждую секунду... Прошли годы, и в своих новых фильмах «Океан» и «Поездка к матери» Михаил рассматривал свою работу как путь от «неактера» к актеру. Для актеровтакой процесс стал своего рода тренингом; они начали думать, как играть более достоверно... «Когда у меня появляются «неактеры», ‒ говорит Михаил, ‒ они помогают мне, как настройщики инструментов, уравновешивать, «подрезать» актеров».
("СК-Новости", № 11 (349) 14.10.2016 г.)
ПОЛНЫЙ ТЕКСТ (см стр.11):
http://unikino.ru/wp-content/uploads/sk_news/349.pdf