>> Главная » Океан
Четверг, 19 Окт 2017

Океан

Печать PDF

О фильме

 

 

 

  

                         
ИНФОРМАЦИЯ О ФИЛЬМЕ

"ОКЕАН" - первый за последнюю четверть века совместный кинопроект России и Кубы. В качестве партнера выступил Кубинский Институт Искусства и Кинематографической Промышленности (ICAIC).

Съемки проводились в первой половине 2007 года в рыбацком поселке Морильо провинции Пинар-дель-Рио и городе Гаване. Наряду с профессиональными актерами в съемках активное участие принимали обычные граждане Кубы — рыбаки, жители деревень. Фильм снимался в естественных интерьерах. Съемочная группа вместе с рыбаками выходила в открытый океан, оказывалась в гуще реальной первомайской демонстрации. Многие эпизоды снимались приемами документального кино. Несмотря на жесткий предварительный сценарий и контроль, связанный с цензурой (некоторые сцены были изъяты, другие откорректированы), съемки проходили в импровизационной манере, актеры говорили текст своими словами или слова рождались сами в зависимости от ситуации. Некоторых сцен вообще не было в первоначальном сценарии, и они рождались по ходу съемок.

Финальный эпизод фильма был разработан вместе с актерами, что потребовало от них не только актерского мастерства, но и определенной гражданской позиции. Большая часть фильма осуществлялась методом двухкамерной съемки. Использовалась только ручная камера. В фильме нет ни одного кадра, снятого со штатива. Режиссер и оператор намеренно отказались от "раскадровок", чтобы максимально избавиться от мышления кадрами, стараться схватить жизнь "врасплох". Свое ощущение Кубы оператор Лукичев выразил в ярко насыщенном цвете — преимущественно красном, синем, желтом. Это цвет революции, океана, солнца...

Визуальное решение в целом — это теплота, контраст, энергия. Движение камеры эмоционально и чувственно — предлагает зрителю стать участником событий, как бы оказаться в эпицентре человеческих переживаний и страстей. Рассказывая о сотрудничестве с ICAIC, режиссер отмечает высокий профессионализм кубинской группы, и блестящую организацию съемок.

Создатели

Автор сценария и режиссер — Михаил Косырев-Нестеров

Оператор-постановщик — Олег Лукичев R.G.S.

Художники-постановщики, костюмы — Марина Ананьева, Ирина Лунина

Звукорежиссер — Евгений Чайко

Режиссер монтажа — Сергей Иванов

Исполнительные продюсеры — Алексей Вульфов, Рафаэль А.Рэй Родригес (Куба)

Продюсер — Михаил Косырев-Нестеров

Исполнители

В ролях:

Джордж Луис Кастро
Монсе Дуане Гонсалес
Алина Родригес Руис
Янаси Ордонес Дана
Нардо Местре Флорес

Джордж Луис Кастро (George Luis Castro)

Родился 14 марта 1983 года  в провинциальном кубинском городе Морн, провинции Ciego de vila. Блестяще окончив школу, увлекся любительским театром. Неоднократно выступал на Фестивалях Любителей Искусства, получая многочисленные престижные премии. В 1999 году поступил в ENA (Национальную Школу Искусств). На Втором «Международном Фестивале Провинциальных Театров Кубы» получает премию как лучший актер.  Вскоре также получает премию на престижном фестивале “Olga Alonso”,  проходящем в провинции Santis Spiritu.  В настоящее время заканчивает обучение в ISA (Высшем Институте Искусства Гаваны), параллельно играет  в спектаклях Гаванского Драматического театра.
Роль в фильме «Океан» – его дебют в кино. Джордж был найден в прямом смысле слова на улице. На него обратил внимание режиссер, когда тот проходил в парке. За три месяца до съемок режиссер познакомил Джорджа  с тренером по боксу Нардо (который исполнил роль тренера Фелиппе), и в течение этого времени актер прошел полноценную боксерскую подготовку. Тренер Нардо признался, что Джордж практически готов к настоящему поединку на ринге.


Алина Родригес (Alina Rodriguez)


Родилась в Гаване в 1951 году. В 1982 году закончила  отделение Сценических Искусств Высшего Института Искусства. Начиная с этого времени, ее карьера стремительно и успешно развивалась – Алина получила многочисленные роли в театре, телевидении и кино. Ее Ее работы отмечены множеством  премий и  наград. С 1982 до 1984 Алина Родригес периодически дает мастер-классы в театральных институтах Кубы. В настоящее время работает в труппе знаменитого Teatro Estudio.

Фильмография:

2001 - Взгляд. Реж. Энрике Альварес.
1999  - Лист ожидания. Реж. Хуан Карлос Табио.
1997 -  Жилермина (Международная школа Кино и TV - EICTV).
1995  - Голубая луна. (Куба - Венесуэла). Реж. Фернанду Тимосси.
1993  - Мисис Океан. (Куба - Италия).
1990 -  Алиса в стране Чудес. Реж. Даниэль Диас.
Мария Антониа. Реж. Серхио Хираль.
1986 -  Другая женщина. Реж. Даниэль Диас.


Монсе Дуану Гонсалес (Monse Duany Gonzales)


Родилась в Сантьяго-де-Куба 28 июля 1967. Окончила Высший Институт Искусства в 1990 (Гавана, Куба).  Кроме того, обучалась танцам на курсах Folclorica. Окончила классы игры на рояле, в совершенстве овладела  французским языком в Международной Школе Латиноамериканского Театра. Свою профессиональную деятельность как актриса начала в театральной труппе Карибского Театра, в настоящее время продолжает быть членом этой труппы. Лауреат многочисленных премий и наград. Известная телеведущая утренних развлекательных музыкальных программ на кубинском телевидении. Родной брат Монсе – знаменитый музыкант, автор и исполнитель кубинских народных песен.

Рецензии

Настоящий Кубинский неореализм!
ДАРЬЯ ГОРЯЧЕВА

Это просто чудо: латиноамериканское мыло, снятое по всем правилам "умного" кино российским (!) режиссером.
Михаил Шиянов

Тропик Кастро
Иван Куликов

«Океан» - это дебютная работа Михаила Коcырева-Нестерова
Иван Данилов

Глоток рома
Светлана Степнова

Фильм, передающий ощущения
Сергей

Фильм `Океан`.
Патрик Поплавский

«Куба – любовь моя»
Гавана слезам не верит
Анатолий Филатов

«КУБА, ЛЮБОВЬ МОЯ...» НАВСТРЕЧУ МЕЧТЕ
brovach

SOY CUBA
Я закрою глаза и представлю океан...
Артхаусный проект "ОКЕАН"
ПОСЛЕ ПРОСМОТРА "ОКЕАНА"
ИРИНА ПАВЛОВА: Фильм Михаила Косырева-Нестерова "Океан" пришел ко мне сам
ЕВГЕНИЙ ГРИГОРЬЕВ "ОКЕАН" (Россия-Куба)
ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ДУША - СТИХИЯ...
ФИЛЬМ "ОКЕАН"
PATRIA O MUERTE
ПРОСТО ПОСМОТРИТЕ...
"ОКЕАН" ДЛЯ ВЛЮБЛЕННЫХ В КУБУ
КУБА, СОЛНЦЕ, ЛЮБОВЬ, ВЕЧНОСТЬ Татьяна Елькина
ЭХО МОСКВЫ В НИЖНЕМ
Мнение  искусствоведа Ю.АНОХИНОЙ  о фильме "ОКЕАН"

Фестивали

ОРКФ «Кинотавр» Сочи
(Россия)
ГЛАВНЫЙ КОНКУРС
Российская премьера
10 июня 2008
kinotavr
Международный Московский кинофестиваль (Россия)
ПРОГРАММА российского кино
21 июня 2008
mmf
VI  Московский фестиваль отечественного кино «Московская премьера»
КОНКУРС (Арт кино)
2008
mp
24th Annual Latin American Film Festival
(США)
ПРОГРАММА
31 октября 2008
high
Международный кинофестиваль в ТОКИО
(Япония)
ГЛАВНЫЙ КОНКУРС
Мировая премьера
21 октября 2008
tyo
Международный кинофестиваль в Сан-Пауло (Бразилия)
ГЛАВНЫЙ КОНКУРС
2008
sp
Международный кинофестиваль в Форт Лаудердейл
(США)
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ВЫБОР
2008
lal
Российский кинофестиваль "Любить человека" в Челябинске
(Россия)
ГЛАВНЫЙ КОНКУРС
2008
chel

Кинофестиваль русского кино в ОНФЛЕРЕ (Франция)
 

КОНКУРС ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ФИЛЬМОВ

ЛУЧШИЙ ДЕБЮТ
2008

 

onfl
Международный кинофестиваль «Восток&Запад» в Оренбурге
(Россия)
ГЛАВНЫЙ КОНКУРС
2008
ew

Кинофестиваль СТАЛКЕР Москва
(Россия)
 

КОНКУРС ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ФИЛЬМОВ

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРИЗ ЖЮРИ
2008

КОНКУРС ХУД

str
Международный кинофестиваль в Трондхейме
(Норвегия)
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ВЫБОР
2009
trn

Международный кинофестиваль в Гонолулу
(Гавайи, США)
 

ГЛАВНЫЙ КОНКУРС

Приз Золотая гирялнда
ЛУЧШИЙ РЕЖИССЕР
2009

 

hll
Международный кинофестиваль
в Палм-Спрингс
(США)
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ВЫБОР
2009
fii
Международный кинофестиваль в Санта-Барабара
(США)
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ВЫБОР
2009
24
Московский Дом Кино
ПРЕМЬЕРА
4 февраля 2009
dk
Неделя русского кино  Страссбург
(Франция)
ПРОГРАММА
2009
eu

Международный кинофестиваль в Фениксе (Аризона,США)
 

КОНКУРС ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ФИЛЬМОВ

World Cinema Best Picture
ЛУЧШИЙ ФИЛЬМ
2009

 

phoe
The Cuban Cinema Series Island Burden, Miami (США)
ПРОГРАММА
17-30 апреля 2009
kub
Кинофестиваль «Синемарина»
(Турция)
КОНКУРС
2009
cnma

Международный кинофестиваль в Чебоксарах
ГЛАВНЫЙ КОНКУРС


Приз за лучшую женскую роль актрисе МОНСЕ ДУАНЕ ГОНСАЛЕС

 
Приз жюри прессы и критики за
ЛУЧШИЙ ИГРОВОЙ ФИЛЬМ
2009

cheb
Международный кинофестиваль в Раббате (Марокко)
ПРОГРАММА 
российских фильмов
2009
mar
Неделя русской культуры в Индонезии
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПОКАЗ ФИЛЬМА В ИНДОНЕЗИИ
(Джакарта, Джокьякарта)
МАСТЕР-КЛАСС
в киноинституте г. Джакарты
2009
egy
Film Society of Lincoln Center
Нью-Йорк  Линкольн-Центр
(США)
ПРЕМЬЕРА
19,22 сентября 2009
fls
AFI Latin American Film Festival
Вашингтон
(США)
ПРЕМЬЕРА
25-26 сентября 2009
asi

Пресс-релиз

 

СКАЧАТЬ ПРЕСС-РЕЛИЗ МОЖНО ЗДЕСЬ (PDF)

ОКЕАН

Драма режиссёра Михаила Косырева-Нестерова

Россия-Куба, 2008 год, 107 мин. испанский язык, русский перевод

Исполнители: Джордж Луис Кастро, Монсе Дуане Гонсалес, Алина Родригес Руис,Янаси Ордонес Дана, Нардо Местре Флорес

Синопсис

Джоэль, старший брат в бедной семье кубинских рыбаков, влюблен в Марисэль. Но семья девушки предпочитает ему более выгодного мужа — пограничника Анхеля. В надежде на новую жизнь Джоэль отправляется в Гавану. Там он знакомится с людьми из другой среды, которые помогают ему стать чемпионом по боксу. Новая встреча с Марисэль трагически меняет его судьбу. И только океан может быть его спасением.

О фильме

"Океан" — это попытка рассмотреть людей в обществе, где большие мечты редко становятся реальными, а человеческое выживание доходит до крайности. О фильме: "Океан" — первый за последнюю четверть века совместный кинопроект России и Кубы. В качестве партнера выступил Кубинский Институт Искусства и Кинематографической Промышленности (ICAIC). Съемки проводились в первой половине 2007 года в рыбацком поселке Морильо провинции Пинар-дель-Рио и городе Гаване. Наряду с профессиональными актерами в съемках активное участие принимали обычные граждане Кубы — рыбаки, жители деревень. Фильм снимался в естественных интерьерах. Съемочная группа вместе с рыбаками выходила в открытый океан, оказывалась в гуще реальной первомайской демонстрации. Многие эпизоды снимались приемами документального кино. Несмотря на жесткий предварительный сценарий и контроль, связанный с цензурой (некоторые сцены были изъяты, другие откорректированы), съемки проходили в импровизационной манере, актеры говорили текст своими словами или слова рождались сами в зависимости от ситуации. Некоторых сцен вообще не было в первоначальном сценарии, и они рождались по ходу съемок. Финальный эпизод фильма был разработан вместе с актерами, что потребовало от них не только актерского мастерства, но и определенной гражданской позиции. Большая часть фильма осуществлялась методом двухкамерной съемки. Использовалась только ручная камера. В фильме нет ни одного кадра, снятого со штатива. Режиссер и оператор намеренно отказались от "раскадровок", чтобы максимально избавиться от мышления кадрами, стараться схватить жизнь "врасплох". Свое ощущение Кубы оператор Лукичев выразил в ярко насыщенном цвете — преимущественно красном, синем, желтом. Это цвет революции, океана, солнца... Визуальное решение в целом — это теплота, контраст, энергия. Движение камеры эмоционально и чувственно — предлагает зрителю стать участником событий, как бы оказаться в эпицентре человеческих переживаний и страстей. Рассказывая о сотрудничестве с ICAIC, режиссер отмечает высокий профессионализм кубинской группы, и блестящую организацию съемок.

 

О   с о з д а т е л я х

Автор сценария и режиссер — Михаил Косырев-Нестеров

Оператор-постановщик — Олег Лукичев R.G.S.

Художники-постановщики, костюмы — Марина Ананьева, Ирина Лунина

Звукорежиссер — Евгений Чайко

Режиссер монтажа — Сергей Иванов

Исполнительные продюсеры — Алексей Вульфов, Рафаэль А.Рэй Родригес (Куба)

В русской версии фильма текст читает Денис Веровой

Продюсер — Михаил Косырев-Нестеров

 

Михаил Косырев-Нестеров (Автор сценария, режиссер-постановщик, продюсер) Родился в 1963 г.Москве. В 1991 г. окончил ВГИК им. С.А.Герасимова (маст. И. В. Таланкина). Его первая студенческая работа короткометражный фильм «Видение отроку Михаилу» привлекла внимание – в Монреале фильм получил два приза «За лучший фильм» и «Лучшую фантазию», был включен Дирекцией фестиваля во «Всемирную программу студенческих фильмов», показан в Лондоне, Риминни, Берлине и множестве др. фестивалей. Его дипломной работой стал фильм «Тропа», основанный на древних китайских и послевоенных авангардных японских стихов. Фильм демонстрировался на Кинофоруме в Суздале и в российской программе дебютов ММКФ (1995 г.), с успехом участвовал в программах МКФ в Токио и Калькутте. Впоследствии Михаил Косырев-Нестеров выступал в основном как продюсер документальных фильмов, в частности режиссера Алексея Вахрушева («Время таяния снов», «Птицы Наукана»), Вадима Цаликова («Прощай, Асуан», «Отставной учитель») отмеченных наградами на российских и международных кинофестивалях. В 1998-1999 он – продюсер программ о кино Зарубежного вещания НТВ. В 2001 году – продюсер восстановления знаменитого фантастического фильма «Через тернии к звездам. Новая версия» (реж.Ричард и Николай Викторовы), в 2006 г. – один из Программных директоров фестиваля русской кинофантастики в США. В 2007 г. – член жюри Продюсеров Кинофестиваля «Киношок».

Избранная фильмография:

Режиссер:

2008 – Океан (художественный, совместно с ИКАИК (Куба)

2005 - Пять дней Вячеслава Самодурова (документальный)

2000 - Намаскаар (документальный)

1995 - Тропа (диплом, художественный)

 

Сценарист в кино:

2008 – Океан

2004 - Индия: вчера, сегодня, завтра

1995 - Тропа

 

Продюсер в кино (избранные работы) :

2011- Офлонский роман (реж.В.Цаликов) в производстве

2011- Многоженство на Северном Кавказе глазами мужчин и женщин (реж.Н.Сухорукова) в производстве

2010 – Цхинвал.Послесловие (реж.В.Цаликов)

2009 – Цхинвальская притча (реж.В.Цаликов)

2009 – Беслан.Надежда (реж.В.Цаликов)

2008 – Океан (реж.М.Косырев-Нестеров)

2006 - Отставной учитель (реж.В.Цаликов)

2005 - Батюшка-байкер (реж. Н.Викторов)

2005 - Пять дней Вячеслава Самодурова

2004 - Индия: вчера, сегодня, завтра (реж.В. Цаликов)

2004 - Чайка ( реж.М.Терехова)

2003 - Сферы Виктора Митрошина (реж.В.Цаликов)

2001 - Через тернии к звёздам. Новая версия (реж.Н.Викторов)

2001 - Остров (реж.А.Вахрушев)

2001 - Прощай, Асуан (реж.В.Цаликов)

2000 - Намаскаар (реж.М.Косырев-Нестеров)

1995 - Тропа (реж.М.Косырев-Нестеров)

 

Олег Лукичев (Оператор-постановщик) Родился в 1969 году в Москве.В 1993 году поступил во ВГИК на операторский факультет - мастерская А.Л.Княжинского.

Фильмография:

2010 –«Перемирие» (Реж.С.Проскурина)

2008 – «Юрьев День» (Реж.К.Серебренников)

2008 – «Океан» (Реж.М.Косырев-Нестеров)

2007 – «Лучшее время года» (реж.С.Проскурина)

2007 – «Путешествие с домашними животными» (реж.В.Сторожева) номинант - премия Гильдии Кинооператоров "Белый квадрат"- лучшая операторская работа номинант – премия киноведов и кинокритиков "Белый слон" - "лучшая операторская работа" номинант – киноакадемия "Ника" - "лучшая операторская работа" номинант - киноакадемия "Золотой Орел" - "Лучшая операторская работа"

2006 – «Никто не знает про секс» (Реж.А.Гордеев)

2005 – «Пять дней Вячеслава Самодурова» (док) (Реж.М.Косырев-Нестеров)

2005 - «Гарпастум» (реж.А.Герман-мл) лауреат - кинофестиваль "Дух огня" в Ханты-Мансийске - лучшая операторская работа лауреат - кинофестиваль в Бухаресте - лучшая операторская работа лауреат - премия киноведов и кинокритиков "Белый слон" - лучшая операторская работа лауреат - премия гильдии кинооператоров "Белый квадрат" - лучшая операторская работа номинант - киноакадемия " Ника " - "Лучшая операторская работа"

2004 – «Марс» (реж.А.Меликян) номинант - приз им. Мирона Черненко - "За непохожие работы в дебютных фильмах"

2003 – «Последний поезд» (реж.А.Герман-мл) кинофестиваль в Братиславе - "Лучшая операторская работа"

2001 – «Ты да я, да мы с тобой» (к/м) (реж.А.Велединский)

 

О б  и с п о л н и т е л я х:

Джордж Луис Кастро (George Luis Castro) Родился 14 марта 1983 года в провинциальном кубинском городе Морн, провинции Ciego de vila. Блестяще окончив школу, увлекся любительским театром. Неоднократно выступал на Фестивалях Любителей Искусства, получая многочисленные престижные премии. В 1999 году поступил в ENA (Национальную Школу Искусств). На Втором «Международном Фестивале Провинциальных Театров Кубы» получает премию как лучший актер. Вскоре также получает премию на престижном фестивале “Olga Alonso”, проходящем в провинции Santis Spiritu. В настоящее время заканчивает обучение в ISA (Высшем Институте Искусства Гаваны), параллельно играет в спектаклях Гаванского Драматического театра. Роль в фильме «Океан» – его дебют в кино. Джордж был найден в прямом смысле слова на улице. На него обратил внимание режиссер, когда тот проходил в парке. За три месяца до съемок режиссер познакомил Джорджа с тренером по боксу Нардо (который исполнил роль тренера Фелиппе), и в течение этого времени актер прошел полноценную боксерскую подготовку. Тренер Нардо признался, что Джордж практически готов к настоящему поединку на ринге.

 

Алина Родригес (Alina Rodríguez) Родилась в Гаване в 1951 году. В 1982 году закончила отделение Сценических Искусств Высшего Института Искусства. Начиная с этого времени, ее карьера стремительно и успешно развивалась – Алина получила многочисленные роли в театре, телевидении и кино. Ее Ее работы отмечены множеством премий и наград. С 1982 до 1984 Алина Родригес периодически дает мастер-классы в театральных институтах Кубы. В настоящее время работает в труппе знаменитого Teatro Estudio.

Фильмография:

2001 - Взгляд. Реж. Энрике Альварес.

1999 - Лист ожидания. Реж. Хуан Карлос Табио.

1997 - Жилермина (Международная школа Кино и TV - EICTV).

1995 - Голубая луна. (Куба - Венесуэла). Реж. Фернанду Тимосси.

1993 - Мисис Океан. (Куба - Италия).

1990 - Алиса в стране Чудес. Реж. Даниэль Диас. Мария Антониа. Реж. Серхио Хираль.

1986 - Другая женщина. Реж. Даниэль Диас.

 

Монсе Дуану Гонсалес (Monse Duany Gonzales) Родилась в Сантьяго-де-Куба 28 июля 1967. Окончила Высший Институт Искусства в 1990 (Гавана, Куба). Кроме того, обучалась танцам на курсах Folclórica. Окончила классы игры на рояле, в совершенстве овладела французским языком в Международной Школе Латиноамериканского Театра. Свою профессиональную деятельность как актриса начала в театральной труппе Карибского Театра, в настоящее время продолжает быть членом этой труппы. Лауреат многочисленных премий и наград. Известная телеведущая утренних развлекательных музыкальных программ на кубинском телевидении. Родной брат Монсе – знаменитый музыкант, автор и исполнитель кубинских народных песен.

 

Куба обретенная и потерянная

Интервью Polit.ru

Кинорежиссер Михаил Косырев-Нестеров побывал в Нижнем Новгороде, чтобы представить зрителям свой новый фильм – «Океан», премьера которого прошла 19 сентября в кинотеатре «Рекорд». Также режиссер рассказал, как шла работа над фильмом и как родилась сама идея снимать на Кубе.

«Океан» - это последняя за последние четверть века сопродукция с Кубой. Когда-то – в 60-е годы – было очень много фильмов, сделанных на Кубе. Люди нашего поколения видели фильмы про индейцев с Гойкой Митичем – они тоже частично сняты на Кубе. Потом связи были прерваны. Так что это возобновление прежних связей. Пришли к таким условиям, что русский будет режиссер – это я, оператор, основная съемочная группа, а вот актеры будут кубинские. Соответственно, фильм на испанском языке. На Кубе русский язык уже забыли, но для нашего отечественного зрителя будет дан закадровый перевод. Но в любом случае, зритель услышит живую испанскую речь, которая даже не столько испанская, сколько кубинская – там образовался уже свой собственный сленг, и некоторые испанцы теперь не понимают, что говорят кубинцы. Мне было очень легко работать над этим фильмом. Вся наша съемочная группа получила большое удовольствие от этой работы. Надо отметить, что там очень сильная актерская кубинская школа. И когда мы стали выяснять, почему там такие сильные и интересные актеры, нам сказали: «Педагоги учились у вас в Советском Союзе». И системы Станиславского, Чехова – все это на Кубе сохранено. Я, будучи патриотом своей страны, считаю, тем не менее, что у нас сейчас очень слабая актерская школа. Из-за перестроечных моментов часть педагогов, которые преподавали актерское мастерство, ушли в какие-то другие сферы, некоторые спились, а некоторые просто умерли. И образовался огромный вакуум, а на Кубе его нет. Этот фильм я отнес бы к тому направлению как неореализм. Он родился в Италии. Бралась история из жизни обычно самых простых людей. Есть кино о богатых и есть кино о простых людях. Вот мы хотели сделать кино о простых людях. Поэтому действие картины начинается в рыбацком поселке. Актерам надо было влезать в шкуру рыбаков, и, я думаю, у них все это вполне органично получилось. Сейчас неореализм превратился в такую документальную эстетику. То есть, как бы документальное кино, хотя это постановочное кино. Но это был не только рассказ о простых людях, но история была и рассказана с позиций простого, обычного человека. Гуманизм с неореализмом мы попытались соединить применительно к той истории, которая рассказана в «Океане». С большим сожалением я узнал, что ураган, который прошелся недавно по Кубе, практически уничтожил ту провинцию, где мы снимали – Пинар-дель-Рио. Там и так бедно, а теперь все дома – нам позвонили и сказали – они практически сметены. И очень сильно во время последнего урагана пострадал Малекон – главная улица Гаваны. Но зритель увидит тот фильм, который запечатлел Кубу в последние годы правления Фиделя Кастро. Съемки велись в 2007 году, и в фильме законсервировано состояние Кубы того года.

На Кубе этот фильм будут показывать?

Это сложно сейчас сказать. Даже приезжал чиновник с Кубы на Московский кинофестиваль, на котором показывали этот фильм. И пока они не решили.

В фильме очень неопределенно кончается линия Жасмин – она просто пропадает.

Пропадает, да. У нас есть более длинная версия картины, и там есть еще некоторые эпизоды. Режиссерская версия на 15 минут длиннее. Мы планируем потом выпустить на DVD.

Название фильма – «Океан» - появилось сразу или нет?

Сначала было рабочее название. Мы даже среди съемочной группы проводили конкурс на лучшее название. Кубинцы очень огорчились, когда узнали, что фильм будет называться «Океан». Потому что для них океан – это ничего. Вот – земля, а вот – океан. А мы, русские, в это слово вкладываем больший смысл: океан чувств, страстей, переживаний. И соотношение – человек и океан. Что такое океан и что такое человек, по сравнению с ним. Хотя некоторые люди могут вместить в себя океан… Кубинцы предлагали другие названия. Но в результате в международный прокат фильм все-таки пойдет под названием «Океан».

Как вы работали над сценарием фильма? Планировалось сразу снимать на Кубе?

Сценарий не был привязан к отдельной стране. Если снимать эту историю на нашей, российской почве, то можно представить, что получится – беспросветная чернуха. А оператор картины Олег Лукичев отдыхал на Кубе как турист, он приехал и сказал, что получил там такой заряд позитивной энергии и предложил картину поместить туда. Я тоже туда слетал и решил, что именно там и надо этот фильм делать. Кроме всего прочего, есть еще и финансовая сторона. Потому что здесь актеры на предварительной стадии запросили такие гонорары – и непонятно, на каком основании. У нас тут актеры очень разбалованы. Я бы при таких условиях просто не потянул фильм как продюсер, отвечающий за финансовую сторону. На Кубе мы смогли договориться гораздо дешевле. И еще одна есть сторона, которая важна для фильма, – на Кубе очень сильна семья. В принципе, во всем мире это умирает: в Европе это умерло, умирает и в России. А на Кубе институт семьи сохранен, там никому не придет в голову отдать в детский дом ребенка. У нас по первоначальному сюжету рыбачка усыновляет детей из детского дома. Но когда мы стали снимать, актриса, играющая ее, сказала: «Вы что – с ума сошли? Нет на Кубе детских домов». Еще был момент, связанный с убийством на любовной почве: для Кубы убийство человека – это грандиозное событие. Там, если убили человека, даже на бытовой почве, это сразу попадает во все центральные газеты. Там очень редко случаются убийства. Остров небольшой, и там семейные отношения и отношения между людьми – очень тесные. Там нет института денег, как у нас, нет понятия собственности (из-за чего у нас все происходит)… И мы им говорили: «Ой, ребята, что вас ждет – вы даже не представляете. Еще год-два-три – и у вас все начнет меняться». Так что мы как бы вскочили в уходящий поезд и сняли ту жизнь. Сейчас там жизнь уже немного изменилась: там стало хуже с едой, зато разрешили ввозить технику и разрешили населению пользоваться Интернетом. Посвободнее стала чуть-чуть страна, но с едой там вообще напряг. Я был там последний раз где-то в марте этого года, чтобы урегулировать права, там были большие проблемы с едой. Выбирать между едой и свободной – что тут посоветовать? Даже не знаю… Очень важный момент, что для меня это все же страна позитивная. И мы хотели сделать фильм – по ощущениям позитивный.

Как вам работалось с кубинцами?

Я тут на днях прочитал свое интервью с самим собой – после «Кинотавра», которое я на самом деле не давал. Американская журналистка меня спрашивала, она там все переврала, я был в шоке. У самого интервью такой заголовок - «Мне вырезали все нервы». Это неправда! Работать с кубинцами было наслаждением. Они очень открытые, очень работоспособные. Все, чем мы были запуганы – что они ленивые, не хотят работать – это неправда. Наши хуже работают. Я, конечно, не говорю про всех российских актеров. Но кубинцы – очень порядочные, очень работоспособные люди, а актеры вообще замечательные. То, что я смог от них взять – это только часть их возможностей. Из-за закрытости острова они не могут в мир пробиться. «Океан» будет показан на Токийском фестивале. Я очень рад, что помогу и фильм поможет замечательным кубинским актерам выбиться в мир. Я могу себе представить, что будет с этим молодым актером Джорджем Кастро, который сыграл главного героя Джоэля, когда он окажется в Токио. Он хотел, конечно, и в Россию, но не получилось. В Токио у него точно крышу снесет, потому что та реальность, в которой они живут – она совсем другая, и Токио – это другой век для них. Но все равно у кубинцев нет низкопоклонства перед Америкой, перед Западом, они все-таки испанцы, они завоевали этот остров, и они очень гордые. И я думаю, что у Джорджа крышу снесет, а потом все обратно восстановится.

А на Кубе снимают свое кино?

К огромному сожалению, нет. Там, конечно, снимают американцы, немцы. Но свой кинематограф погубила кубинская бюрократия. Это мы погубили, потому что вся сильно забюрократизированная система отношений – она пришла из Советского Союза. Там забюрократизировано все до такой степени, что недостаточно одной подписи на договоре – там должно быть три подписи. Когда мы стали возмущаться – почему так трудно, нам сказали: «Это вы придумали, это ваше! Чего же вы хотите?»

А актриса, которая сыграла Миранду – мать Джоэля, она театральная актриса?

Да. И все актеры театральные? Джордж – он учится на театрального актера, он на третьем курсе сейчас. Миранду сыграла профессиональная кубинская актриса и удивительный человек. Кино – это иллюзия, там нельзя ничего потрогать, вопрос только в том – верите вы или не верите. А задача актеров и всех людей, которые над фильмом работают, вас обмануть. Ну, в принципе вы сами себя обманываете… И вот кубинские актеры мне показались очень убедительными. Они сами верят в то, что они делают. У нас на площадке возникало ощущение, что они не играют, а просто живут, что они такие есть. Последнюю сцену – разговор матери с сыном – мы долго не решались снять. У нас так была экспедиция построена, что мы снимали сперва начало и конец, а потом группа перемещалась в Гавану – снимать середину. И финал в сценарии был другой, чем в фильме. Кино кончалось на том, что Джоэль возвращался в поселок, убив человека. Фильм снимался в окружении сотрудников кубинского КГБ, и я не решался сказать про финал. Ведь Джоэль убивает пограничника. Это не очень в фильме прочиталось, но муж этой девушки – Анхель – он пограничник. На Кубе за убийство пограничника – смертная казнь, причем, сразу, не будут разбираться – любовная была история или какая. Пограничник – это культовая фигура для островного государства. И я спросил у актрисы, игравшей Миранду: «Вот если бы ты была той женщиной, сын которой убил пограничника, что бы ты на ее месте сделала?» Она сказала: «Я бы нашла ему лодку, чтобы он уплыл». И я сказал: «Давай так и сделаем». И у нас экспедиция уже шла к концу, и мы все не снимали и не снимали сцену последнего разговора матери с сыном. А потом вдруг почувствовали, что дозрели, и они сделали эту сцену с одного дубля – там две камеры снимали. И когда они после этого вышли, они сказали: «Все. Мы пустые». Потому что это требует очень сильной эмоциональной выкладки. И они выложились очень честно. В нашей системе сериального кино актер отыграл, сделал в полноги и пошел дальше. А здесь на полную выкладывались.

А они понимали, что КГБ рядом?

Конечно. Переводчики были сотрудниками КГБ. И как это повлияло на фильм? Да никак. Сотрудники КГБ – они тоже люди, они понимают, что происходит в стране. Сначала сложно складывались отношения, а потом – ну вы работаете, мы тоже работаем. Когда мы сняли финал, что Джоэль уплывает, то прибыли в Гавану снимать первомайскую демонстрацию. Это в фильме не постановочные кадры, мы действительно снимали настоящую демонстрацию. И вот числа пятого приезжает главный продюсер и говорит: «То, что вы сняли на 1 Мая – уничтожьте этот материал». А мы опасались этого, и потому была сделана копия, которую жена оператора вывезла на себе в Москву. И я говорю: «Понимаете, извините, но этот кадр – он уже в Москве». Он расстроился: «Что делать?» Я говорю: «Напишешь отчет, что провел со мной беседу». И он думал, что делать дальше, он говорил: «Если я тебе сейчас запрещу снимать дальше, ты поднимешь шум на весь мир, что на Кубе нет свободы. Ладно, снимай, черт с тобой». И мы снимали дальше. Но вы представьте себе, если бы такое было у нас в советские годы: приезжает зарубежный режиссер и снимает фильм о том, как наш убивает пограничника и сваливает из страны. Да ему бы просто сказали: «Пошел вон!» А на Кубе нам это разрешили снять. Но это уже 2007 год, когда Фидель Кастро уже ослаб, и все они одной ногой стоят на неизвестности. Они на всякий случай разрешили нам снять. Актеры видели готовый фильм? Да, актерам была показана рабочая версия, я привез им ее, они раздобыли ноутбук и тайно по 20-40 человек смотрели этот фильм.

А как шел поиск актеров?

Джорджа я буквально нашел на улице. Мы приехали смотреть любимую актрису Фиделя Кастро, но она нам не подошла, и тут я боковым зрением увидел парня, который шел мимо. Мы поговорили минут пять и я понял, что главный герой у меня есть. Плюс он оказался актером. А актрису, сыгравшую Жасмин, я вообще затылком почувствовал. У меня такое первый раз в жизни. Я болтал с администраторшей, и вдруг чувствую – волна такая, лазурь надвигается. И увидел боковым зрением, как она прошла мимо. Я дождался переводчицу, мы полтора часа бегали по театру, искали, кто она такая. И, наконец, мы ее нашли. Мы с ней подружились. Она очень сильная актриса, и даже она не кубинская актриса по своей внутренней наполненности – она мировая актриса. Я ее использовал на какие-то доли процентов. Потенциал у нее гигантский. Я спросил у нее: «Почему у меня было ощущение, что ты была в сиянии синего?» А она говорит: «У меня был камень на шее – лазурит – магический». Ну я не знаю, так она сказала… Актеры там потрясающие. Я считаю, что у нас сейчас в стране гигантский вакуум в образовании актеров, они не профессиональны. Это я вам говорю как продюсер и режиссер. И нашим следует поучиться на Кубе тогда уж. Потому что – я не знаю, как теперь у нас готовят – они ничего не умеют, я испытываю глубокое разочарование по поводу некогда знаменитой русской актерской школы.

А театр на Кубе какой?

Театр у них потрясающий. У них какой-то уникальный министр культуры, и то, что нельзя говорить в жизни – все это можно сказать со сцены. А почему же не снимают кино? А кино – это дорогое производство. Денег на него не хватает. Для кино нужна пленка, оборудование. А театр – это только актеры. Театр у них потрясающий, наш театр рядом с ним отдыхает. Это надо видеть. Я когда сидел в театре, я думал: «Сейчас, наверное, кто-то придет и всех нас арестуют». Но в театре, оказывается, все можно. Театр – это у них такая условная, параллельная жизнь. Наверное, таким образом они выпускают пар, чтобы у общества какая-то энергия выходила.

Что вас больше всего впечатлило на Кубе?

Меня люди впечатлили. Я удивлен, что при такой бедности, они все-таки такие позитивные. У нас бы запили или еще что, но было бы очень мрачно. У них этого нет. Люди – самое большое открытие.

У вас очень талантливый оператор.

Да, это так. Все режиссеры говорят так о своих операторах, но это действительно так. Он может работать совершенно по-разному. В «Океане» у него быстрая камера, а есть у него и более медитативные работы. Это человек-оркестр. Но при съемках «Океана» нужно было, чтобы оператор превратился в зрителя и сам рассказывал о событиях. Поэтому мы отказались от штатива и использовали ручную камеру. Я сам почти не смотрел в камеру, моя задача была – создать атмосферу, а его задача была – это снять. Как он снял – так вы все это и видите. Оператор действительно великолепный – Олег Лукичев. Его большой плюс в том, что он очень любит людей, как это ни банально звучит. Он любит не просто снять, а высветить лицо. Если оператор не любит какую-то актрису, он может завалить ее: он так ее снимет, что уже на пробах ты скажешь: «Ну нет, мы ее никогда не возьмем». А он влюбляется в каждое лицо, и это передается его работе.

А вам не кажется, что в фильме можно было бы сделать больше пейзажей?

Ну, я могу учесть это в дальнейшем. У нас были некоторые ограничения по камерам: нам сказали, что общие планы будут плохо выглядеть, и мы старались строить на средних и крупных планах. Когда в последствии в Москве мы стали смотреть материал, то мы увидели, что эти камеры держат, в общем-то, и общие планы, так что можно было бы делать их больше.

Почему фильм переводит один человек?

Мы искали очень долго, кто бы мог читать перевод. Вы же знаете, какая у нас школа дубляжа – у нас пытаются играть за актеров. Мы долго думали, как нам сделать. Потом нашли человека, который нам прочитал бы перевод. В результате мы слышим оригинальные реплики актеров и перевод. Я давал задание не просто читать, а временами как бы давать свое отношение. Я просил его делать это ненавязчиво. А с субтитрами очень тяжело смотреть, тем более что камера в этом фильме быстрая. В фильме герои слушают музыку при помощи проигрывателя и пластинок.

Действительно ли так сейчас живут на Кубе?

Да, в основном там слушают пластинки. Это не ретро, это правда. Мы ничего там не подкрашивали. Туда не завозят технику, да и людям не на что было бы ее купить. Мы не платили актерам, которые у нас снимались – нам не разрешили этого сделать. Им платило министерство культуры Кубы. Средняя зарплата кубинца – 20 долларов. Мобильниками им нельзя пользоваться. Только иностранцам можно. Я подарил Джорджу мобильник, оформленный на меня, а потом мне сказали: «А как ты будешь платить за него? Здесь стоимость разговоров – 70 долларов в месяц». Еще я подарил ему ноутбук и фотоаппарат. А они там получают копейки от своих властей. Правда через некоторое время к нему пришли и сказали: «Покажи документы на мобильник, ноутбук и фотоаппарат». Он говорит: «У меня нет документов, мне режиссер подарил». Они говорят: «Нет, ты украл». И все у него забрали.

Ну самого-то хоть не забрали?

Нет.

А тренер Джоэля по боксу – он профессионально работает.

На эту роль взяли настоящего боксера? Да. Это не актер. Это настоящий чемпион Кубы 1976 года. На съемах он влюбился в актрису, которая играет его жену. Сначала мы хотели взять на эту роль темнокожую актрису, но он попросил «беленькую». На Кубе расизма нет, там очень распространены смешанные браки. Так что такая пара не выглядит противоестественной. Он был счастлив и дико влюбился в нее. Она профессиональная актриса, и она ему помогала, он учил вместе с нею текст. И, несмотря на свой возраст, он был просто полон энергии. А Джордж два месяца тренировался, по четыре дня в неделю занимался на ринге. В конце концов, он так заматерел, что начали подумывать, не провести ли какой-нибудь маленький чемпионат – его, конечно, отколошматят, но что ж сделаешь…

А что означают черные флаги в фильме?

Этот вопрос часто задают. Дело в том, что Фидель для кубинцев – фигура знаковая, и он уже сам стал флагом – и то, что он заболел, не появляется на публике, а по каким-то слухам умер, для них это траур. Но когда происходят массовые мероприятия, такие, как первомайская демонстрация, они снимают черные флаги и вешают свои национальные кубинские флаги. А потом снова вывешивают черные. Чтобы кубинцы не забывались. На самом деле – это все очень искреннее. Брат Фиделя Кастро, конечно, не пользуется таким авторитетом.

Как вы думаете, что позволяет им столько времени сохранять позитив в таком нищенском положении?

Солнце. И, наверное, гены. Это же потомки захватчиков. Они привезли рабов, но полностью ассимилировались. Они живут как хорошая семья – такая итальянская, в моем понимании. Они очень хорошо друг к другу относятся. На Кубе нет преступности. Когда в 90-е годы Советский Союз бросил Кубу, то в Гаване съели всех кошек и собак. Есть нечего было. Нам показывали людей дистрофического телосложения, которые родились в те годы. С нашей стороны это было скотство: сделали из острова ядерного заложника, и если бы началась война с американцами, разбомбили бы эту Кубу в две секунды – ничего бы не осталось. Понятно, что за это надо как-то платить. Посадили на шею – это тоже понятно. Но, в любом случае, есть какие-то цивилизованные формы выхода. Но то, что сделал Советский Союз – это было запредельно. Сейчас вот снова пытаются что-то наладить, на Кубу приезжал Фрадков с деньгами – хотят снова вернуть. Но нет, я думаю, что Кубу потеряли. Потому что какие-то вещи – они не то, чтобы не прощают, просто они не забываются. Кубинцы не злопамятны, но… Пока мы что-то там решали, китайцы начали осваивать на Кубе нефть. Ну, что делать.

19.09.2008

http://www.polit-nn.ru/?pt=interview&view=single&id=1265