>> Главная » Фильмография
Вторник, 19 Мар 2024

Notice: Undefined variable: option in /home/mfilm/m-film.ru/docs/plugins/content/jwts.php on line 73

Notice: Undefined variable: option in /home/mfilm/m-film.ru/docs/plugins/content/jwts.php on line 73

Notice: Undefined index: print in /home/mfilm/m-film.ru/docs/plugins/content/jwts.php on line 81

Notice: Undefined index: format in /home/mfilm/m-film.ru/docs/plugins/content/jwts.php on line 81

Notice: Undefined variable: tabid in /home/mfilm/m-film.ru/docs/plugins/content/jwts.php on line 112

Notice: Undefined variable: tabid in /home/mfilm/m-film.ru/docs/plugins/content/jwts.php on line 113

Notice: Undefined index: print in /home/mfilm/m-film.ru/docs/plugins/content/jwts.php on line 139

Notice: Undefined index: format in /home/mfilm/m-film.ru/docs/plugins/content/jwts.php on line 139

Чайка

E-mail Печать PDF

   

 
Действие фильма разворачивается в российской усадьбе на берегу озера в конце 19 века. Приезд в дом известного писателя Тригорина трагически меняет судьбы его обитателей. Классическая экранизация знаменитой и самой загадочной пьесы А.П.Чехова «Чайка».

"Фильм Маргариты Тереховой «Чайка» (2005) стал режиссёрским дебютом актрисы в кино. Известно, что рождение чеховской пьесы совпало с появлением кинематографа. Маргарита Борисовна видела в этом знак: «Чайка» с её «колдовским озером», бесстрастно наблюдающим за терзаньями героев, создана для кино. В экранизации М. Тереховой чеховская история, всегда современная, вынесенная за рамки исторической эпохи, наполнена шелестом кустов и трав, шумом ветра и волн Плещеева озера, на берегах которого снимался фильм. В центре истории – Костя Треплев: одарённый юноша ищет поддержки и одобрения матери, но мать, актриса и провинциальная знаменитость, занята собой… «Чайка» Маргариты Тереховой – это фильм о зыбкости человеческих отношений, об утрате иллюзий, о хрупкости юного таланта, не нашедшего поддержки." (Ю.АНОХИНА)



Автор сценария и режиссер-постановщик Маргарита Терехова

Оператор-постановщик Григорий Яблочников

Художник-постановщик Валерий Архипов

Композитор Владимир Осинский

Звукорежиссер Евгений Чайко

Режиссеры монтажа Николай Викторов, Валерий Жереги

 Продюсер съемочного периода Александр Азадянц

Продюсер Михаил Косырев-Нестеров


Снимались:

Маргарита Терехова - Аркадина

Андрей Соколов - Тригорин

Анна Терехова - Нина Заречная

Александр Тураев - Треплев

Юрий Соломин - Сорин

Алексей Солоницын - Медведенко

Маргарита Сердцева - Полина Андреевна

Андрей Сергеев - Дорн

Любовь Павличенко - Маша

Андрей Подошьян - Шамраев



Хронометраж фильма 120 минут.

Объем – 12 частей, 3382 м.

Формат - обычный

Цветной

Фонограмма - DOLBY SRD*

Исходный носитель – кинопленка «КОДАК», 35 мм.

Производство ЗАО «КИНОСТУДИИ «М»-ФИЛЬМ», 2004 г.

Фильм создан при финансовой поддержке Службы кинематографии

Министерства культуры РФ.

Удостоверение национального фильма (УНФ) № 12043 от «10» мая 2006 года

Прокатное удостоверение № 111006805 от 28 июля 2005 года

http://mkrf.ru/registr/detail.php?ID=110208010&ganr=&strana=

&year_from=1&year_to=111&kateg=&color=&nud=&firm_z=&keywords=&q=%D7%C0%C9%CA%C0&captcha=1



© ООО/ЗАО «КИНОСТУДИЯ «М»-ФИЛЬМ», 2004 г.

© ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО КУЛЬТУРЕ И КИНЕМАТОГРАФИИ, 2004 г.

© ООО "КИНОСТУДИЯ "М"-ФИЛЬМ". Реставрация фильма при участии Госфильмофонда РФ в 2017 году


БИОГРАФИЯ РЕЖИССЕРА



ТЕРЕХОВА, МАРГАРИТА БОРИСОВНА (р. 1942), русская актриса театра и кино. Народная артистка Российской Федерации (1996). Родилась 25 августа 1942 в городе Туринске Свердловской области. В 1959–1961 училась в Ташкентском университете, после окончания в 1964 Школы-студии при Академическом театре им. Моссовета стала актрисой этого театра и работала в нем с 1964 по 1983. В 1987, после перерыва, вернулась в театр им. Моссовета.

Из театральных ролей Тереховой наиболее известны Клеопатра в Цезаре и Клеопатре Б.Шоу (1964), Мари в спектакле Глазами клоуна по роману Г.Бёлля (1968), Соня в спектакле Преступление и наказание по роману Ф.М.Достоевского (1971), Елизавета в Царской охоте по пьесе Л.Зорина (1977), Любовь Сергеевна в Теме с вариациями С.Алешина (1979). Последняя ее работа в театре в спектакле Милый друг (по Мопассану).

Кинорежиссеры долго не могли разгадать «загадку» Маргариты Тереховой: почему при умной, даже чуть рассудочной манере игры ее образы столь притягательны, отчасти таинственны. Роли, которые предлагались актрисе, были перебором вариантов: Таня в фильме Ф.Довлатяна Здравствуй, это я! (1965) и Наташа Шипилова в фильме А.Смирнова Белорусский вокзал (1970), героиня в фильме И.Авербаха Монолог.

Тайную и очень сильную притягательность актрисы почувствовал А.Тарковский, в фильме которого Зеркало (1974) Терехова сыграла сразу две роли – жену и мать Автора.

В фильме Бегущая по волнам (1976, реж. П.Любимов), актриса сыграла также две роли,– Биче Саниэль, жена капитана Геза, и Фрэзи Грант, девушка из легенды, в которых ярко проявилась энергетика, присущая актрисе.

Режиссер Р.Виктюк использовал абсолютную, пленительную притягательность актрисы, особую атмосферу, которая окружает Терехову, В поставленном им телевизионном спектакле по пьесе Н.В.Гоголя Игроки актриса сыграла персонифицированную силу, являющуюся шулеру Ихареву в женском образе, – его любовно подобранную карточную колоду с человеческим именем Аделаида Ивановна. Несколько коротких появлений в кадре заряжены такой энергией, что маленькая по объему роль не теряется среди великолепных актерских работ А.Калягина, В.Гафта и Л.Маркова.

Режиссеры откровенно эксплуатировали внешние данные актрисы, например, в картине Синяя птица (1976, реж. Дж.Кьюкор) по символической пьесе М.Метерлинка, где она сыграла Молоко, или присущий ей женский магнетизм, как в ленте Г.Юнгвальд-Хилькевича Д'Артаньян и три мушкетера (1978), где она сыграла миледи. Между тем Терехова обладает совершенным актерским дарованием: в картине Собака на сене (1977, реж. Я.Фрид) она продемонстрировала замечательный темперамент, в картине Оно (1989, реж. С.Овчаров) по Истории одного города М.Е.Салтыкова-Щедрина показала, что способна играть роли гротесковые, подчеркнуто стилизованные, в картине Давай поженимся (1982, реж. А.Ефремов) проявилось умение актрисы держать мелодраматическую интонацию, а в картине Только для сумасшедших (1990, реж. А.Ихо) блеснула филигранной психологической игрой. За эту роль Терехова получила Гран-при МКФ авторских фильмов в Сан-Ремо (Италия, 1991), приз МКФ Северных стран в Руане (Франция, 1992) и приз МКФ в Брюгге (Бельгия, 1993).

ИЗБРАННАЯ ФИЛЬМОГРАФИЯ

1967 БЕГУЩАЯ ПО ВОЛНАМ

1970 БЕЛОРУССКИЙ ВОКЗАЛ

1972 МОНОЛОГ

1974 ЗЕРКАЛО

1975 НА ВСЮ ОСТАВШУЮСЯ ЖИЗНЬ...

1975 РИККИ-ТИККИ-ТАВИ

1976 ДНЕВНОЙ ПОЕЗД

1976 СИНЯЯ ПТИЦА

1977 КТО ПОЕДЕТ В ТРУСКАВЕЦ

1977 СОБАКА НА СЕНЕ

1978 Д'АРТАНЬЯН И ТРИ МУШКЕТЕРА

1978 РАСПИСАНИЕ НА ПОСЛЕЗАВТРА

1979 МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ

1980 БЛАГОЧЕСТИВАЯ МАРТА

1990 ТОЛЬКО ДЛЯ СУМАСШЕДШИХ

1995 ТРОПА

1996 КОРОЛИ РОССИЙСКОГО СЫСКА

2005  ЧАЙКА

                                                                                 (Автор биографии Евгений Перемышлев)

 

"Чайка" - это немыслимое даже для Антона Чехова!

Стенограмма прямого эфира радиостанции "Эхо Москвы".
Эфир ведет Ксения Ларина. В передаче участвует обозреватель Вита Рамм.

К. ЛАРИНА: Мы должны ... поговорить о том, что сегодня происходит в жизни Маргариты Борисовны. Вот она уже упомянула название "Чайка". Для тех, кто не понял это фильм, который делает наша гостья. Вы закончили уже, нет?

М. ТЕРЕХОВА: Мы закончили уже, практически, съемки, начав их осенью 2002 года. Нам дали государственные деньги первого сентября. В начале октября мы снимали с финальной части "Чайку". Там два года проходит, поменьше. Это я так и хотела. Но так оно и само пошло. И с тех пор, я думаю, эта помощь шла все-таки. Кроме Валентины Ивановны Матвиенко, дай Бог ей здоровья, кроме Никиты Сергеевича Михалкова, Никиты, друга юности, которые нас мощно поддержали, еще поддержали нас спонсоры, "Мирра-Люкс", Алексей Гнедовский, дай Бог им здоровья.

К. ЛАРИНА: Об этом поговорим, об этой пьесе, об этой работе Маргариты Борисовны

В. РАММ: И вообще, "Чаек" много сейчас. Но я хотела бы вернуться к "Чайке", чтобы вы несколько слов сказали нам, почему вы так прикипели к этой вещи.

М. ТЕРЕХОВА: Скажу. Дело в том, что начала с мечты о "Вишневом саде". По моей заявке девочка...Буду краткой, да? Девочка по имени Алла, если я не путаю. Я не знала, что она по моей заявке. Она меня не спросила. Со мной был ВГИКовец Яблочников Григорий - оператор, который сейчас снимал мою "Чайку". Все-таки со мной. А в начале 90-х мы бродили, даже уже сады выбирали. Но по зрелому размышлению потом, кстати, ту дипломную ее работу по моей заявке (абсолютно в точности по моей, говорят, она сделала, я ее не видела) ее очень хвалили. Она ездила по фестивалям тогда. Это тоже мне было приятно, потому что, значит, толковое все. Я так и думала, что толковое, но кроме меня-то мало кто это знал. Так вот, дело в том, что потом я поняла: нечего начинать с "Вишневого сада". "Вишневый сад" - это приговор. А "Чайка" - это немыслимое даже для Антона Чехова. Про него англичане, не весь, мир, но англичане говорят: "только Шекспир и Чехов". Дорогого стоит.

В. РАММ: В Америке тоже согласны.

М. ТЕРЕХОВА: Это единственная пьеса, действительно насыщенная такими чувствами! Потому что у меня своя версия про то, что он был влюблен. Это не лично моя версия, очень многие со мной согласны, но чеховедки и веды

К. ЛАРИНА: Самые страшные люди!

М. ТЕРЕХОВА: которые обычно влюблены в свой персонаж, они с опаской к этому... Но это правда, это даже не обсуждается. Письма такие подробные. Не было телефонов тогда. Было, но не очень ими пользовались. Они так всегда откровенны, а особенно Антон Павлович, в своих письмах.

К. ЛАРИНА: Вы считаете, что Чехов написал пьесу, которую нельзя ставить в театре?

М. ТЕРЕХОВА: Дело в том, что эта пьеса для кино. Это совершенно очевидно. Там он вначале пишет: "озера совсем не видно".

К. ЛАРИНА: Тогда он гений.

М. ТЕРЕХОВА: Он гений. Он не только гений. Как говорили умные люди, в России просто гениев и не было. Это обязательно проникнутый всей Россией, и через себя пропустивший практически все страдания. Про другого гения испанской земли тоже свидетельствую: это Федерико Гарсия Лорка. Все трагедии вот этого века, он даже назвал в этой пьесе. Ровно через 5 лет его убили, ровно в этот день, когда он написал. Все трагедии он пропустил через себя. Как человек. Вот это и есть гений этой нации, этой страны, за нее отдавший жизнь. А Антон у него вообще не найдешь одинаковых рассказов, это что-то особенное. А здесь еще влюблен. А для него для самого было невероятно. Он же чахоткой заболел в подростковом возрасте, он же отстранялся. Его безумно любили, падали все. Что только с бабами не творилось, но он был очень отстранен. А все остальное в письмах можно прочесть. Кто хочет, открывайте. Сейчас нет там точечек, где нельзя говорить.

ЭТО РОДИТЕЛИ ДОЛЖНЫ ИХ ЖАЛЕТЬ, А НЕ ДЕТИ РОДИТЕЛЕЙ.



М. ТЕРЕХОВА: А здесь у меня была версия. Я хотела через Треплева. Потому что в театре вообще нельзя ничего доказать. Кстати, про Треплева. Он приходит и уходит, что там докажешь? Что это все стало его родным, и что этот облом был не просто облом. Я вам больше скажу, и вы потом "Чайку" перечтете и поверите. Если бы Аркадина не сорвала, а она не хотела срывать, в этом вся суть. А она просто в своем ключе, она и сразу начала: "Мой сын, когда ж начало?" Началось это с нее. Она взяла и из "Гамлета" с ним перекликнулась. А мальчик, чтобы устоять - Мамку все боятся! Я у восточных мудрецов вычитала и знаю это точно: отношение детей к родителям мистическое. Что такое мистическое? Непознаваемое. Это родители должны их жалеть, а не дети родителей. Это мы непознаваемы для них, это мы для них страшны. Послушайте дальше и потом поверите. Если бы она не сорвала нечаянно! Вот не среагировал бы он, если кто-нибудь другой сказал, вот Машка. Да он бы даже не услышал! Но он среагировал, бедняга. Тем более там мистика уже нагнеталась... Короче, он хотел сделать шутку, а начинал специально в стиле того времени декадансов всех этих, все мировые силы борются, он хотел шутки. Но. Мать начала шутить сама. Как всегда. Раньше времени. Ну помолчи! Артистка! Вот почему я ненавидела всю жизнь эту роль. И мне пришлось ее играть. Но это тоже другая история - почему и как. Короче говоря, он срывает спектакль, несчастный. А у Нинки всего полчаса. Это максимум. Она прискакала взмыленная, когда родитель ушел. Они ее держат в черном теле страшно.

К. ЛАРИНА: И никуда не пускали.

М. ТЕРЕХОВА: Потом, в конце, через два года, они сторожей выставили, чтобы ее не пускать. Такое можно себе представить? Как будто разбойница какая-то, преступница. Договорю, потом вопросы.

К. ЛАРИНА: Если бы не сорвала спектакль

М. ТЕРЕХОВА: Правильная догадка! Осталось время, и Нинка познакомилась с Тригориным. А иначе бы она в жизни она, во-первых, и постеснялась бы, во-вторых, она опрометью умчалась бы, чтобы успеть. Если бы до конца доиграла. Она же с самого начала говорит: "Пожалуйста, не задерживайте, я еле вырвалась". Вся колотится и трясется. "Да-да-да, - говорит он, - давайте начинать, всех зовем". Вот, во-первых, что случилось.

Я считаю, это как древнегреческая трагедия...



М. ТЕРЕХОВА: Я считаю, это как древнегреческая трагедия. Но есть Господь Бог. Есть Христос и Спаситель пострадавший. Можно все отмолить, можно во всем покаяться. Но пьеса, любой выход на людей с чем-нибудь, что ты хочешь им сказать ты это потом не изменишь. Вы представляете, какая ответственность искусства перед человечеством? Любое существо, выходящее. Особенно кино, если его будут смотреть. Ты отвечаешь полностью за все, что ты там делаешь. Не знаю, почему это не осознают некоторые, но это факт абсолютный. Здесь не покаешься, ничего не вернешь обратно. Вот про эту необратимость древнегреческую говорил Антон. И мало того: он настолько великий гений, что у него ничего нет навязчивого. Мальчик не страдает все время, мальчик через полгода уже печатается. Приезжает через два года Тригорин и говорит: "Вы вообще как Железная Маска. Вами все интересуются, думают почему-то, что вы немолоды". Вы посмотрите, какой успех! Он просто отослал свои вещи. Значит, действительно талантлив. Значит, мать опять же не права. Но мало ли что бывает, мало ли что сказала Но Нинка!

К. ЛАРИНА: А как же "бледное лицо, обрамленное волосами"?

М. ТЕРЕХОВА: Он сам себя ругает. Мало ли кто чего понаписал, потом почиркал? И Антон Чехов такой же. Он до последнего времени корректировал, до самого выхода вещи.

К. ЛАРИНА: Но согласитесь, что "горлышко разбитой бутылки" это талантливее.

М. ТЕРЕХОВА: Это Треплев говорит, голубка. Вы просто цитируете Треплева. Это опять подтверждает, что, может быть, он не просто талантлив, а гений. Что же они начали так дергаться на этой пьесе? Переживали. Дорн сказал, что там что-то есть. Какие-то 10 минут он видел. Два слова договорю. Что случилось потом? Материна жадность. Ее брат, дядя, очень любил Треплева. И этим чистым сердцем, искренним, он говорит: ну дай ему денег, он уедет за границу. И правда. Это было с Антоном, и это спасло Гоголя. В свое, конечно, время. Потом не спасло, к сожалению. Как Достоевского. Заграница тогдашняя, и рубль наш золотой очень ценились. И он бы оторвался от всех. Нинка хотя бы не бомбардировала его непрерывно своими письмами. Хотя и туда, конечно, все писали. Но все-таки был шанс бы. А так он стал ее рабом, потому что у нее никого больше не было, и она все время его атаковала своими страданиями.

К. ЛАРИНА: Маргарита Борисовна, Вы рассказали замечательную историю. Я хочу просто объяснить нашим слушателям, что речь шла о пьесе "Чайка". Поскольку человек давно с этим живет, практически всю жизнь, то "Нинка", "Машка". Рассказывает, как историю своей жизни.

Аркадина особенно выдрючилась, потому что артистка была

 

В. РАММ: Маргарита Борисовна, а вы снимали исходя из костюмов, антуража того времени?

М. ТЕРЕХОВА: Ну вы представьте себе, что у всех мнение по модным журналам. Какое "то время"? Как хотели, так и одевались. Только длинные юбки предпочитали, красиво одевались. А Аркадина особенно выдрючилась, потому что артистка была...

В. РАММ: То есть вы не старались именно из того времени?..

М. ТЕРЕХОВА: Почему, мы старались, и там не придерешься.

Я УПАЛА БУКВАЛЬНО!...

 

Почитайте восточных мудрецов. Лао-Цзы так сформулировал: «Женщина всегда победит, потому что она снизу...» Помните «Жертвоприношение»? Обычно трактуют, что герой, жертвуя собой, спасает мир. На самом деле мир был спасен, когда Мария, служанка, произносит фразу: «Что с тобой? Кто тебя так напугал?» - так вот когда она его пожалела!

- Маргарита Борисовна, а вас жалели?

- Трудно даже вспоминать, что бывало со мной. И даже падала под взглядами. Однажды переходила улицу, и был один взгляд, с такой злостью на меня брошенный, что я упала буквально. Результат - сломанная под коленкой косточка. Я много думала: а как же от этого спасаться? Ведь если ты не открыт - не можешь быть настоящим актером, вообще творческим человеком.

- Так как же защищаться?

- Молитвой. К Богу. Обращаться к нашим ангелам-хранителям. Я убеждена: когда тебе предназначено что-то сделать - кто-то светлый определенно ведет. И помогает.

- Вы сейчас режиссируете. Некоторые считают, что в этом деле очень помогает и мания величия.

- Бред, на мой взгляд. Но бывают времена, особенно сейчас, когда каждый себе и Бог, и режиссер. Но это все шито белыми нитками. И потом - есть время, которое все ставит на свои места. Правда, я уверена, что женщина может быть режиссером лишь во второй половине жизни. Бывают, конечно, гениальные исключения, но я не этот особый случай. Хотя еще студенткой говорила, что не буду до конца дней только актрисой. Никто не верил... Видимо, я должна была родить своих детей, вырастить, чтобы легче уже было выйти на эту дорогу. Кстати, об этом и «Чайка».

ЧАЙКУ ЧЕХОВ ПИСАЛ ДЛЯ КИНО!

- Нужно иметь особую отвагу, чтобы браться за хрестоматийную «Чайку». В чем для вас ее современность?

- Убеждена, что «Чайку» Чехов писал для кино. Кино тогда только зарождалось! Недаром же в одном из его писем есть фраза: «Пишу что-то странное. Пять пудов любви, никакого сценического действия...» Это же киносценарий! И вообще, это самая сильная чеховская пьеса, самая сокровенная. Она замешена на его собственных чувствах. На любви. Могу только добавить, что в ней сосредоточено все самое главное - любовь, милосердие, творчество, наконец, смерть, даже репетиция смерти. Человеческая природа ведь все та же.

 

 

Журанал «Огонек»

ОДНОЭТАЖНЫЙ ДОМИК ЧЕХОВА ВЫГЛЯДЕЛ СЛИШКОМ УЖ СКРОМНО...

Художник-постановщик Валерий Архипов рассказывает о процессе
создания декораций к фильму



"Вы представляете ужас служительниц музея, когда мы все вынесли из комнат, поставили мебель, купленную в антикварных магазинах, и даже... зажгли камин! Одноэтажный домик Чехова выглядел слишком уж скромно. Оператору было нелегко работать в маленьких помещениях, но он справился с задачей блестяще. Одной из главных целей, стоявших передо мной как перед художником-постановщиком, было создание достоверного быта, ощущения того, что здесь живут. Удочки в прихожей, побитый угол стола, смятая одежда... Поэзия детали... И поэзия природы. Если помните, в "Чайке" две части: первая - где герои полны надежды, вторая - где все идет к трагическому финалу. Первую решено было снимать весной, в импрессионистском духе Вторую - осенью (в художественной манере - условно говоря, Сурикова). Чехов когда-то сделал в одной из стен дома три огромных окна, чтобы "впустить" внутрь природу (он особенно любил весну, тающий снег, капель). Мы использовали его находку и отсняли часть материала в этой комнате, распахнув окна. Вообще, при съемке первой части мы использовали язык художественных символов, обозначающих открытость и надежду (распахнутые двери, окна, открытая веранда). Снимая вторую часть (осень), мы закрыли шторы, заменили светлые обои на темные с мелким рисунком, акцентировали "осенние" цвета в интерьере. Пространство сузилось, стало душным, адекватным мере отчаяния героев. В Мелихове нет озера, а в пьесе оно есть. Мы нашли подходящее озеро в окрестностях Переславля (Плещеево озеро). Директор базы "Славутич" разрешил нам выстроить точную копию дома Чехова с надстроенным вторым этажом. К тому же наши мастера устроили недалеко от озера точную копию Мелихова с хозяйственными постройками и т.п. Плетень даже сплели - 400 метров. И все это сделали семь человек за полтора месяца. Дом получился настоящий, не бутафорский. Теперь это корпус базы "Славутич", ставший местной достопримечательностью: люди идут посмотреть на дом Чехова, оказавшийся... под Переславлем. Так что декорации - не всегда эфемерное искусство..."

"САМОЕ СТРАШНОЕ НА ЭТИХ СЪЕМКАХ – КОМАРЫ! "

Соломин жаловался только на комаров



Во время съемок фильма Маргариты Тереховой "Чайка" в Ярославле Юрий Соломин то и дело прикладывал руку к сердцу, но ни разу не жаловался на здоровье. Единственное, на что он жаловался – это на насекомых. "Самое страшное на этих съемках – комары! Они атакуют нас с маниакальной настойчивостью. Десять ящиков спрея от насекомых, купленного накануне съемок, кончаются со скоростью звука!" – шутил он. Через несколько дней по пути в Переславль-Залесский ему сильно сдавило грудь. Машину развернули в Москву. Соломину провели трехчасовую операцию на сердечных сосудах. Острый сердечный приступ, который он перенес, не инфаркт. Это нестабильная стенокардия.

К известию о том, что Юрий Мефодьевич, играющий в "Чайке" Сорина, сейчас в больнице, актер Андрей Соколов отнесся довольно спокойно: «Честно говоря, для меня это известие - не сюрприз. В этом году Соломин часто жаловался на сердце. Его даже несколько раз госпитализировали. Подлечится немного - и снова за работу!»
 
                                                                                                        (Dni.ru)

 

В МОЕМ ДЕТСТВЕ ВСЕ БЫЛО ИНАЧЕ.

Анна, дочь Маргариты

ЧЕХОВСКАЯ "ЧАЙКА" СТАЛА СЕМЕЙНЫМ КИНО

– Аня, где проходили съемки?

– Основная часть – в Переславле-Залесском. Там мы нашли то самое "колдовское озеро", про него даже легенды ходят. Наши художники выстроили дом, очень похожий на дом Чехова в Мелихове, там мы сделали театр, где Треплев поставил свою пьесу, а Нина сыграла свою первую роль.

– Кино – все-таки великая вещь: театральные реплики может превратить в зримые образы...

– Скажу больше. Мне кажется, мама поэтому и пришла к любимому ею Чехову именно в кино. Она всегда говорит, что Чехов как будто специально писал для экрана. Настолько все его пьесы, и "Чайка" в первую очередь, глубокие, объемные и так будоражат воображение! Буквально за каждым словом – своя пластическая картина. Или кадр для кино. Для мамы фильм "Чайка" – это ее ощущение Чехова и прежде всего ее отношение к Треплеву.

– То есть он главный герой?

– Да. И его играет мой брат Саша. Александр Терехов. Может, это прозвучит нескромно, но я считаю, что это абсолютно его роль. Он очень талантливый. Мама говорит, что, если бы не было нас, она бы не решилась на этот фильм. Она выбирала всех актеров по внешнему и внутреннему сходству с тем, что написано у Антона Павловича. И я могу сказать, что мой брат в сущности своей и есть Треплев. Он, может быть, не так много говорит, как Треплев в своих блистательных монологах, но он такой же закрытый, ранимый и очень-очень одаренный... И маму он, конечно же, очень сильно любит, но у них такие... сложные отношения. Ему сейчас 22 года, он еще на распутье. Он актер хороший, пишет сценарии, рисует замечательно, сочиняет музыку и стихи. Но при этом еще до конца себя не нашел и не применил в полной мере своих талантов. Актером он быть не хочет, мечтает стать режиссером.

– Аня, когда вы росли, были у вас моменты каких-то конфликтов и непонимания с мамой?

– Я росла, если можно так сказать, легче, чем брат. Когда я родилась, мама была совсем молода, была жива мамина мама, моя бабушка. Бабушка всю себя отдавала мне, ради меня ушла с работы, хотя была замечательной актрисой, от нее наши актерские гены. Маме тогда было спокойно, она знала, что с дочкой родной человек. А когда родился Сашенька, ей стало трудно. Пришлось уйти из театра, много ездить с концертами, со своими программами, чтобы деньги зарабатывать. И Сашке было нелегко: постоянно смена обстановки, неустроенный быт. Он часто видел маму расстроенной, усталой, нервной. В моем детстве все было иначе. Для меня мама – это всегда был праздник, я обожала быть с ней на съемках или за кулисами, а дома меня ждала заботливая, любящая бабушка.

– Вернемся к "Чайке". Это, наверное, самая востребованная пьеса мирового репертуара, ее ставят бесконечно. Сейчас, в год 100-летия смерти Чехова, в Москве уже появилось несколько новых постановок. Мне думается, в "Чайке" показаны все стадии любви, разные фазы любовных отношений. Так ли это?

– Да-да-да. Они все любят друг друга. Несчастной любовью, потому что не совпадают как раз по этим фазам, все любят без взаимности. Думая про Нину, я все время размышляла о Вере Федоровне Комиссаржевской, первой сыгравшей Заречную. Конечно, как она играла, я могу только фантазировать, читая воспоминания о ней. Но поскольку Чехов сам ей признавался, что она единственная, кто правильно понял его героиню, то и я пытаюсь себе представить именно эту актрису. А если говорить об общей теме, то для нас это прежде всего тема предательства, которая доведена до трагедии.

– Маргарита Борисовна тоже снималась?

– Да. Она играет Аркадину, кого же еще? Сначала она наотрез отказывалась, не хотела сниматься. Она первый раз ставит кино, и такая двойная нагрузка казалась ей просто неподъемной. И все-таки маму уговорили. И наш оператор Гриша Яблочников, и вообще вся съемочная группа. И хочу сказать, что работать рядом с ней – великое счастье. Говорю это не как дочь, а как профессиональный человек. Это такое мастерство, такое количество оттенков, что только учись, не пропускай ничего! Я и училась.

                                                                                        (Ольга ГАЛИЦКАЯ)


"Нельзя, чтобы такие люди, как Треплев, исчезали из жизни!"

 

 

 

Сцена ярмарки, которую снимали в Переславль-Залесском, — одна из последних в картине. И очень важна для режиссера Маргариты Тереховой.

— Для меня это очень важная сцена, — говорит Маргарита Борисовна, — она должна "расслабить" Треплева. Мальчик увидит циркачей и словно попадет в другой мир, поймет, что есть еще иная жизнь, и немножко отойдет от своих трагедий. Мы хотим показать, что душа его меняется. Да, конечно, у него роковая любовь — однолюбы тоже бывают. Но в театре невозможно доказать ничего — чем был, что с ним случилось, почему именно так происходит: Треплев там приходит и уходит. Мальчика просто убирают из жизни — и расцветают при этом. У Нины Заречной тоже роковая любовь, но она встала на ножки, как это у женщин бывает.

Когда я писала сценарий "Чайки", просто выявила линию Треплева. Для меня было главным проследить за его судьбой и показать, что нельзя, чтобы такие люди исчезали. Без них в жизни плохо...

 


ГОСТЕВАЯ КНИГА RITA-TEREXOVA

НЕОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

Сергей

Мне сегодня приснился очередной сон с Маргаритой Тереховой! Снится, будто смотрю художественный фильм о животных, где главные герои – куры и коты. Весь фильм снят глазами кур и котов, камера не поднимается выше их роста. Фильм яркий цветной, краски невероятно сочные и звучные. Фрагмент дощатой постройки сплошь утопает в цветах, дендрических зарослях декоративных кустов. Маргарита Терехова работает на английской птицеферме, ухаживает за курами. Выходит из дома, кормит их, насыпает зерно из ведра на землю. Куры спешат к ней со всех ног. За кадром слышится, как коты обсуждают ситуацию, за которой наблюдает и зритель глазами тех же котов. Фильм озвучен на английском языке, сквозь который слышно как Маргарита Терехова разговаривает с курами на русском. Есть там цесарки, утки и даже лебеди. Маргарита Терехова подходит к чёрному заросшему ряской пруду и набирает из него ведро воды. Видно, что на берегу у самой воды лежит белый лебедь, у которого окровавлена спина. Маргарита Терехова наливает ему из ведра в миску воду, и аккуратно обработав рану, прижимает задранный клок перьев рукой. Коты решают больше не связываться с лебедем, поскольку им самим от него досталось.