Мат в оперетте оказался доступен не всем кинозрителям
(Фрагмент статьи)
В «Российских кинопрограммах» ММКФ показали «неформатное кино»
Каждый год на ММКФ несколько обособленно проходят «Российские кинопрограммы», куда в первую очередь устремляются иностранные гости. Это своего рода государство в государстве, где показывают игровое, документальное и анимационное отечественное кино. С каждой картиной связана своя удивительная история, особенно, если это независимое кино, рождающееся на свой страх и риск...
«Grand канкан» показали в оригинальной версии как деликатес для киногурманов. Тем, кто увидит оперетту с матом позднее, придется довольствоваться запикиванием.Михаил Косырев-Нестеров – выпускник ВГИКа. Он учился в мастерской Игоря Таланкина, снимал документальное кино в Индии, продюсировал восстановление картины «Через тернии к звездам. Новая версия» Ричарда и Николая Викторовых, был программным директором фестиваля русской кинофантастики в США. В 2008-ом вышел его «Океан», снятый на Кубе, который тогда произвел сильное впечатление, а в 2014-ом - российско-французская «Поездка к матери» с участием Маргариты Тереховой. Это ее последняя по времени работа, когда она была уже очень больна. Дочь ее героини сыграла Адель Экзаркопулос, ставшая позднее знаменитой после «Жизни Адель» Абделатифа Кешиша.
О том, как возник замысел «Grand канкана» нам рассказал Михаил Косырев-Нестеров: «Я случайно попал в Московский театр оперетты и меня «пробило». Познакомился с актерами. Директор театра Владимир Тартаковский позволил нам с оператором Дмитрием Улюкаевым бывать в театре». Стать своим в незнакомой среде не так просто. Вспоминается опыт Валерия Тодоровского, снимавшего в Большом театре «Большой», не будучи заядлым меломаном и любителем балета. Киногруппа приходила, работала, а в театре шла своя жизнь, и никто на кинематографистов не обращал внимания. Иногда посторонний взгляд выхватывает то, что не лежит на поверхности, и привычное для работающих в театре людей, вдруг предстает в новом свете. Так случилось и в «Grand канкане». В основу сценария легли реальные события, происходившие с актерами, их встречи и расставания, ревность, измены, выход на сцену, где они чувствуют себя как боги, и это составляет суть их жизни.
Одну из главных ролей сыграл солист театра, финалист телешоу «Голос» Павел Иванов. Для него и его жены Яны Ивановой – это дебют в кино. Его герой становится участником любовной коллизии, запутался в семейных отношениях, но что бы ни происходило, он выходит на сцену. Как рассказал нам Павел Иванов, текст, который надо было произносить, он узнавал только на площадке. На пресс-конференции, предварявшей показ фильма, Павел неожиданно запел «`О sоlе mio», так что у присутствовавших кинематографистов от удивления расширились глаза. Солистка Московской оперетты Елена Зайцева отважно сыграла роль примадонны, у которой драматически складывается семейная жизнь, есть обеспеченный, страдающей тяжелым недугом муж и молодой любовник из театра. Но главное – огни рампы.
Мир оперетты – это что-то непостижимое для режиссера, так что трепет и удивление его не отпускают. Артисты, выходящие на сцену, в обычной жизни - такие же люди, как мы. Они тоже ругаются матом, как и половина населения страны. Во всем этом есть странное несоответствие, но герои остаются небожителями...
Сложно даже представить дальнейшую судьбу этого фильма, идущего поперек широкой дороге массового кино, как и перспективы «Grand канкана». Но у каждого фильма есть свой зритель, какими бы необычными он не был.
СВЕТЛАНА ХОХРЯКОВА
ПОЛНЫЙ ОРИГИНАЛ СТАТЬИ:
https://www.mk.ru/culture/2020/10/17/mat-v-operette-okazalsya-dostupen-ne-vsem-kinozritelyam.html