>> Главная » Новости
Суббота, 20 Апр 2024

Notice: Undefined variable: inset2 in /home/mfilm/m-film.ru/docs/templates/gk_gamebox/layouts/blocks/main.php on line 33

Новости

Рецензия А.Вульфова на "РЯДОВЫХ" в "Литературной газете"

E-mail Печать PDF

Искусство

Рядовые сцены

СОБЫТИЕ

Несколько дней до «Рядовых» в исполнении этого же сценического коллектива видел спектакль «Идиот» по роману Ф. Достоевского. Над сценой висела большая икона Спасителя. Вначале подумал: так ли нужна она?

Но, посмотрев «Рядовых» Алексея Дударева, понял: нужна и очень дорогого стоит. Но не в смысле сценического оформления. Выдающийся мастер и учитель Александр Яковлевич Михайлов дал своим воспитанникам помимо несомненного профессионализма главное – нравственность. Без неё в душе выходить на сцену – что без молитвы скальпель над больным заносить. Она не реквизит – благословение. Посмотрев «Рядовых», замечательно честную, мудрую, но откровенно «идейную» пьесу сугубо военно-патриотического содержания, казалось бы, – простую, советскую, не классику, понял: под иконой воспитаны эти актёры мастером.

Главное, что хочется сказать создателям спектакля «Рядовые» – Григорию Кокоткину и Родиону Толоконникову – студентам-выпускникам вгиковской мастерской А. Михайлова, спасибо. В первую очередь за сам подход к теме войны, давно освоенной и пропетой (но её, как родник, до конца никогда не испьют, эти страсти и горе неутолимы). Поразила фресочность в их подходе. Не натурализм, не «правда о войне», а именно внутреннее понимание священства памяти о тех событиях (простите за штиль). Неброско, целомудренно, как о святом – как и подобает. Молодые люди так к этому относятся – это дорогого стоит. Не то что в театр ходить – это жить побуждает, коли в душах молодых такое ещё есть. Иконопись душевная – она вот в таком, доброделание христианское – оно именно такое. Люди плачут в зале – вот что. Всякое ТВ и прочее шоуподобное сегодня больше людей хихикать учит, а здесь два молодых парня учат людей помнить святое и плакать слезами добрыми.

Молодцы – меры не пережали. Спектакль именно памяти, а не «воссоздание обстановки» – так я понял его. Хотя поразительным образом создаётся атмосфера войны, боёв – она заложена в естественной актёрской простоте, как раз в отсутствии злоупотребления батальностью, а не наоборот, хотя без грохота, криков и пальбы тут не обойдётся. Актёры играют сами себя, как дышат, как чувствуют – значит, всё в порядке.

Как всегда, поразил своим сценическим и человеческим благородством Артём Алексеев – исполнитель главной роли (Дугин). Актёр тогда силён, когда скажешь: не вижу никого больше, кроме него, в такой-то роли. Да, это на сцене настоящий воин и порядочный человек – безусловно. Это мужчина: он самобытен, ненаряден. А. Алексеев для меня – эталон спокойной естественности актёра. В его интерпретации образ Дугина получился примером для молодёжи – рыцарем: вспомним, как актёры раньше были не просто любимы зрителем, но и являли собой пример личности, становились образами-символами у людей.

Хороша Е. Пасюкова (Вера) своей ровно сильной, энергетически устремлённой игрой, уверенной хваткой, напором. Как всегда, её выход – словно особенная интродукция в действии. Весьма цельными показались Е. Капустин (Соляник) и А. Новиков (Буштец). Важно то, что своей игрой, несмотря на довольно дурной образ, А. Новиков создаёт атмосферу трагичности, а не только психоза – это очень дорогого стоит. Абсолютно целен и Е. Капустин в убеждённой вере Христовой своего персонажа – искренне у него всё, порой он точен до каллиграфии.

Восхищения также заслуживает игра А. Шаповал (Лида) и её создание образа любящей девочки-санитарки – как лирично, трогательно и тепло. Вообще в наше-то время столько целомудрия в молодых людях – опять нельзя ту икону не вспомнить – просто удивительно! Дуэт её с Р. Толоконниковым (Одуванчик) – лирический шедевр, цветок какой-то юный, благоуханный. Между прочим, А. Шаповал очень удалась передача этой чисто девичьей тонкописи лирических градаций, целомудрия, происходящего от любви (а от любви бывает именно целомудрие, а не бесстыдство).

Очень точны и трогательны в своём дуэте Н. Нинидзе (Наста) и Л. Хасанова (Люська). Не первый раз вижу Н. Нинидзе, исполняющую роль пожилых женщин, и поражаюсь всякий раз, я бы сказал, её артистическому спокойствию, отсутствию попытки «достоверного» внешнего изображения. Как обнажённо, нервно и остро трагично и в то же время как просто представляют своих героинь – несчастных страдалиц войны – девушки! Нечасто встретишь такие талантливые женские дуэты в современном театре.

Отдельно хочу сказать о Р. Толоконникове. В котором уже спектакле вижу этого актёра и нахожу для себя главную его черту – огромную профессиональную совестливость. Это человек, работающий в полную силу. Переживаний он не экономит, себя не бережёт. Что касается дарования Р. Толоконникова, то оно, на мой взгляд, – огромно. Это лицедей, и при этом человек весь в себе и сам по себе – вот что ценно и важно!

Каждый актёр здесь получился индивидуальным по-своему (ведь даже В. Лысенко в коротком эпизоде глухонемого немца с пистолетом, убившего Дугина, целен: ест и ни о чём больше от страшного голода не думает, всё забывает, в такой момент человек зоологичен). А Д. Нурмухамметова (Женщина) – безмолвная Мадонна со своим дитём – мимически точно выразила именно возвышенную сущность Матери.

Александру Яковлевичу Михайлову за таких детей и другим всем их педагогам – искренний земной поклон. Это настоящие рядовые сцены. Они на верной службе.

Алексей ВУЛЬФОВ

Статья опубликована :

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА №18 (6368) (2012-05-03)

«Раз жена, два жена. Дагестанские истории» на "DetectiveFEST"

E-mail Печать PDF
Документальный фильм нашей студии "РАЗ ЖЕНА, ДВА ЖЕНА.ДАГЕСТАНСКИЕ ИСТОРИИ"  (режиссер Н.Сухорукова) приглашен в  конкурс XIV Международного фестиваля детективных фильмов DetectiveFEST в программу «Гражданское общество» - о борьбе граждан за свои права. Ранее фильм участвовал в  программе Международного кинофестиваля "Сталкер".

"Зойкина квартира" в Ярославле

E-mail Печать PDF

В Ярославле в Государственном академическом театре драмы им. Федора Волкова в рамках фестиваля "Будущее театральной России" состоялся показ спектакля студентов ВГИК (мастерской А.Я.Михайлова) "ЗОЙКИНА КВАРТИРА". На нашем сайте мы не раз писали о спектаклях этого замечательного курса. Читайте рецензию А.Б.Вульфова по ссылке.  Эта рецензия (в сокращенном виде)  была также  напечатана в  "Литературной газете".

На спектакле  в Ярославле побывал большой поклонник  курса А.Я.Михайлова  писатель, композитор, публицист Алексей Вульфов. Мы попросили  А.Вульфова поделиться своими впечатлениями.

Еще о «Зойкиной квартире» (ярославский вариант)

Просмотр спектакля на фестивале в Ярославле 20 апреля с.г. показал, что в целом спектакль сохранил все лучшие краски, которые так поразили при первых знакомствах с этой постановкой. Но порадовали и новые впечатления.

Хочется отметить превосходную, просто чемпионскую игру актрисы А. Степановой исполнившей роль Портнихи. Блистательно найденный смех, кошмарные серебряные зубы, цельность, яркость и точность исполнения несомненно стали обогащением спектакля. Это, как говорил композитор Г.В.Свиридов – патент. Посмею даже назвать это школой мастерства. Многие актеры стали известными по эпизоду, за чистую свою краску, а не набором и напором эмоций некой долгой роли – и это очень хорошо, когда внутренне богатство актера концентрированно передается через эпизод или короткую роль. Просто блеск, молодчина! И законные аплодисменты. Кунстштюк чистой воды! Это – несомненно новое событие спектакля, который сам мало-помалу стал неким событием культурной жизни страны, новым и законно заметным явлением.

Особо хочется отметить игру исполнительницы главной роли (Зои Пельц) О.Поповой. Возможно, мое мнение слишком спорно и индивидуально, но все-таки прошу разрешения выразить его. После блистательной игры Е.Пасюковой, казалось бы, трудно что-то новое открыть в этой в целом понятной, очевидной по персонажу роли. Но О.Попова, я считаю, нашла. Более того, она проявила мужество и достоинство, поставив свои актерские чувства и возможности (помню ее Портнихой – совершенный блеск, ничем не хуже А. Степановой, просто сыграно по-другому, очень самобытно и ярко) на второй ряд по отношению к смысловой и образной системе М.А.Булгакова, которую актриса, такое впечатление, осознав, подняла выше себя. Хочется отметить, что Булгаков не любит всех этих своих «бывших» из «чистой публики» так же сатирично и яростно, как и пресловутую Аннушку из простонародья (вспомните страшную пророческую его вещь «Дом Эльпитрабкоммуна», вспомните ту самую Аннушку, которая уже пролила подсолнечное масло, и т.д.). Нэпманы ему неприятны в целом. Даже профессор Преображенский ведь представлен Булгаковым не столь мягко, как несравненным Е.Евстигнеевым. И почти святой профессор Персиков нарисован М.А.Булгаковым не без ерничанья. А уж Зойка – и говорить нечего. Это - исчадье ада, содержательница притона, существо вульгарное. И вот этой самой вульгарностью, грубостью и одноплановостью своего персонажа, не забывая про это ни в жестах, ни в позах, ни в манере и музыке речи, работая абсолютно цельно, актриса О.Попова не побоялась подпортить себе сценическую жизнь ради булгаковской правды. Ее Зоя Пельц ближе к исходному булгаковскому замыслу, чем у Е.Пасюковой, которая в игре больше дает тонкого и личного. Средней руки светская шлюха с энергией бандерши и предприимчивостью (чего стоит только фамилия-вспышка-взрыв – Пельц!), мечтающая на склоне лет (О.Попова передала и это в ущерб своей молодости и красоте) вырваться из окружающего коммунистического абсурда и устроить оставшуюся жизнь в Париже, который снится ей в сладких снах, вряд ли, даже любя Павлика, станет проявлять особую пылкость – она весьма устала от жизни и даже от любви в силу характера своего бытия - хотя О.Попова сумела показать любовь своей героини к Павлику, но тоже деловитую такую любовь, от тела и ума. Ее Зойка груба, решительна, цинична и даже примитивна в своей эгоистической энергии (она, между прочим, хлебнула и «прелестей» революции, оставшись в России в 17-м году, так что нервы тоже никуда) – думается, смех ее после сцены совращения Аллы Вадимовны у О.Поповой вышел даже слишком уж мефистофельски громок, возможно, хабалистая улыбка с пониманием вещей была бы уместнее. Отсутствие тонкостей тембровых и высотных перепадов в речи при таком решении роли здесь совершенно уместно, хотя и тяжело для актрисы.

Я очень жалею, что, поддавшись усталости от пути в Ярославль и влиянию общего настроя в целом туговатого, вязкого зала[1], я в конце не крикнул браво актрисе О.Поповой, и сейчас виню за это себя и запоздало кричу ей: браво! Как раз она заслужила полного одобрения за свою порядочность в осознании и представлении роли. Между прочим, в пьесе сам Булгаков несколько задвигает Зойку Аметистовым во втором действии, и актриса совершенно правильно не пытается при нём солировать, уходя в аккомпанемент. Между прочим, сам Булгаков в конце пьесы вообще останавливает раскрытие образа Зойки, такое впечатление, что она ему самому уже не столь интересна. Он ведь почти совсем не дает актрисе как-либо передать ее отношение к произошедшему после убийства Гуся – «прощай, моя квартира» – и всё. Даже кражу денег она воспринимает почти деловито, «профессионально», с понимаем вещей, как пилот воспринимает возникшую неисправность. Понятно, что в оригинале пьесы финал не такой, но Зойке Булгаков не дает там внятно дополнительно раскрыться, сосредоточиваясь на милицейском конце. («Зойкина квартира», сатирические миниатюры и рассказы, отчасти «Театральный роман» - это ведь всё большие или малые этюды перед генеральным полотном – «Мастером и Маргаритой». Всё это выстроение системы образов будущей планеты. Это создание гардероба с куклами для генерального спектакля).

Думаю, что О.Попова, как и Е.Пасюкова, несомненно привнесла индивидуальную краску в исполнение роли этого персонажа, сыграв роль с высоким профессионализмом. Нет сомнения, что актриса с таким мощным энергетическим потенциалом, как О.Попова, могла бы при желании найти и развернуть любую тонкопись и эксцентирику в этой роли – если бы сочла возможным поставить себя выше образа, представленного классиком, а она совестливо не стала делать этого, служа смыслу пьесы и логике действия, взаимоотношению с другими героями.

Что до сцен Аметистова (А.Алексеев) с Обольяниновым (Д.Калязин), Аллилуи (Р.Толоконников), Г.Кокоткина с манекеном, Н.Нинидзе с ее «дайте мне папиросу», то это стало в ряду любимейших театральных сюжетов в жизни. Это стало даже частичкой жизни. Незаметно для себя стал цитировать реплики в их манере – а реплики в фильмах и пьесах становятся любимыми чаще всего не за свое содержание, а за то, как преподносят их любимые актеры, вселяя в простые порой слова творческий дух и талант. Спасибо за это.

Артем Алексеев, конечно, великолепен.

В движении спектакля могу отметить некоторую появившуюся усредненность темпа, сокращение некоторых пауз, чуть ослабившуюся акцентуацию деталей, несколько приглаженные некоторые эмоциональные прорывы, от чего чуть-чуть приопустились пики восприятия. Но ведь смотрю-то этот спектакль четвертый раз - возможно, от этого.

Да и в большом зале, как обычно, что-то теряется, актерам приходится громче говорить, сильнее играть – понятно.

Пошел бы еще!

Последнее. При ударе ножом такого размера в спину (теперь почему-то со стороны зрителя) нужно, чтобы Гусь если не крикнул, то крякнул или хотя бы сильно вздрогнул для порядку. Такой засапожник хоть на секунду, но заставит подать голос. Как-то покладисто реагирует вообще-то превосходно, очень тонко и смешно сыгранный Гусь на свою гибель (Д. Опаричев).

Есть ли нормальная видеозапись этого чуда-спектакля? Очень хотелось бы ее иметь.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               А.Вульфов



[1] Это не очень радостно удивило: в первом театре России, в одном из самых театральных ее городов, думалось, в зале будет больше и атмосферы ажиотажа, и молодой приподнятости ожидания, и просто движений ответных зрительских чувств, какой-то радостности – авт.

Поздравляем Алексея Вахрушева с "НИКОЙ"

E-mail Печать PDF
В Москве состоялась 25-я церемония вручения кинематографической премии "Ника". Победителем в  номинации «Лучший неигровой фильм» стал фильм Алексея Вахрушева  «Книга тундры. Повесть о Вуквукае – маленьком камне». Режиссеру документалисту вручили 500-ую «Нику».
Алексей Вахрушев много лет работал на нашей студии и создал документальные фильмы "Время таяния снов", "Птицы Наукана", "Остров", отмеченные многочисленными призами на российских и международных кинофестивалях. Студия "М"-Фильм" от всей души поздравляет Алексея!

"Офлонский роман" в кинотеатре "Художественный"

E-mail Печать PDF

Московский клуб документального кино «Окно в Россию. Связь времён» в кинотеатре «Художественный» приглашает на клубную встречу

Фильм Вадима Цаликова "ОФЛОНСКИЙ РОМАН" будет показан в Зеленом зале 4 апреля 2012 года в 20.15

Режиссер и автор сценария Вадим Цаликов;
Оператор Владимир Полянский;
Продюсер Михаил Косырев-Нестеров;
Киностудия М-фильм, 44 мин., 2011.

Он осетин, она русская.

Он художник, она актриса. Пять лет назад по воле судьбы они переехали из Санкт-Петербургав деревушку Офлонс на границе Бельгии и Франции.Их жизнь — творчество, любовь, ностальгия.

"Изящный «Офлонский роман». Очень красивое, интеллигентное и грустное кино об иммиграции — жизни с «нуля», творчестве, а, кроме того, об уважении к другим и чувстве собственного достоинства. Поражает, как двое людей, ничего не имеющих, кроме любви и искусства, создают новую жизнь в чужом пространстве, завоевывают любовь и уважение жителей совсем чужой для них маленькой французской деревни. «Офлонский роман», на мой взгляд, был одним из лучших фильмов, которые можно было увидеть в этом году в Екатеринбурге." Мария Волчанская, режиссер.

...После сверхэмоциональных, трагических картин о Беслане и Цхинвале Вадим снял «фламандскую акварель» о любящей паре интеллигентов из России, в силу различных, надо полагать, не всегда благоприятных обстоятельств, живущих во Франции. Впрочем, эти обстоятельства старательно обходятся, поскольку для автора важно не то, что было, а то, что есть. А есть красота, гармония, покой и творческая свобода… Игорь Перунов, обозреватель газеты Союза кинематографистов "СК-Новости"

 

Призы и награды:
Главный приз кинофестиваля «Земля и люди» в номинации «Короткометражный неигровой фильм», Уфа 2011 г.
Лауреат кинофестиваля «Бородинская осень», 2011 г.

О спектакле "Рядовые" во ВГИКе

E-mail Печать PDF

Мы продолжаем публикации, посвященные замечательной актерской мастерской А.Я.Михайлова во ВГИКе (4 курс). Спектакль "РЯДОВЫЕ"  никого не оставляет равнодушным. Предельно искренняя игра молодых талантливых актеров потрясает. Спектакль о войне достигает эмоциональных высот без малейшего пафоса, поражает исповедальной интонацией и человечностью. Ниже публикуем впечатления А.Б.Вульфова от спектакля, который состоялся в Учебном театре ВГИКа 12 марта 2012 г.

Отзыв на «Рядовых»

Откровенно говоря, больше не собирался ничего писать о своих впечатлениях от игры сценического коллектива курса А.Я.Михайлова, чтобы не быть назойливым, но вчерашний спектакль «Рядовые» все-таки побудил.

Ранее просмотр спектакля «В поисках радости» оставил отрадное впечатление (хочу особо отметить тонкую, умную, глубокую игру Александры Кимаевой, которой выпала непростая роль резко отрицательного персонажа – непростая потому, что она, как и все остальные роли в этом спектакле, как образ задана драматургом изначально, она сразу понятна, довольно прямолинейна, и найти собственные оттенки в такой роли, личностные краски, не переиграть очень непросто). Но для меня, зрителя, он все-таки не стал спектаклем-событием, как феноменальная «Зойкина квартира». И не потому, что он как-то не так поставлен – ни в коем случае, просто сама пьеса, к тому же хорошо известная по чудесному старому фильму, не столь зажгла. «Идиот» требует отдельного разговора, который вести непросто, и не в таком жанре надо его вести (классики требуют особого рассмотрения). Я не готов к этому разговору ни как человек, ни как зритель. Но после «Рядовых» я не могу молчать.

Знаете, все-таки дорогого стоит икона над сценой в спектакле «Идиот». Все-таки дал мастер А.Я.Михайлов главное своим воспитанникам – помимо несомненного профессионализма – нравственность. А без нее в душе выходить на сцену – что без молитвы скальпель над больным заносить. Но у одних такая икона над сценой – реквизит, ханжество и показуха, а у других вот – благословение. Который раз думаю об этом на их спектаклях (я уже не могу об этой мастерской говорить, как о студентах, для меня это психологически уже, зрительски сложившийся коллектив). Под иконой не станут творить халтуру и разврат. Сперва, честно говоря, немного насторожила меня эта икона над сценой, но теперь, посмотрев «Рядовые» - нет, думаю, все правильно; на месте она там была.

Главное, что хочется сказать создателям спектакля Григорию Кокоткину и Родиону Толоконникову – это чисто человеческое спасибо. За такое отношение к нашей истории, за сам подход к этой теме – самой по себе давно освоенной и пропетой (а ее, как родник, никогда до конца не испьют, эти страсти и это горе неутолимы). Поразила фресочность в подходе к теме. Не натурализм, не «правда о войне» (часто ее говорят совсем посторонние и несведущие люди), а именно внутреннее понимание священства памяти о тех людях и событиях (простите за штиль). Неброско, целомудренно, как о святом – как и подобает. Молодые люди так к этому относятся – это дорогого стоит, это не то что в театр ходить – жить побуждает, коли в душах молодых такое еще есть. Вот почему вначале упоминал об иконе. Иконопись душевная – она вот в таком, доброделание христианское – оно вот такое - конкретное. Люди плачут в зале! – вот что. Всякое ТВ и прочее подобное шоуобразное больше людей сегодня хихикать учит, и кто учит – люди порой в возрасте, т.н. умные, да без совести – а здесь два молодых парня учат людей помнить святое и плакать слезами добрыми. И вот про это я не могу не сказать, потому что для самого меня этот спектакль – урок жизни и творчества. И за это создателям спектакля мой искренний земной поклон.

Ребята создали атмосферу живого рыцарства, образы настоящих - неброских богатырей.

Молодцы – меры не пережали. Спектакль именно памяти, а не «воссоздание обстановки» - так я понял его (хотя поразительным образом создается атмосфера войны, боев – она заложена в естественной актерской простоте, в том, как общаются актеры на сцене, в чувстве их меры, как раз в отсутствии злоупотребления батальностью, а не наоборот, хотя без грохота, криков и пальбы тут – куда же). Хотел было предложить Г.Кокоткину подумать о небольшом добавлении диалекта в роль (какого-нибудь юго-западного смоленского, например, как в Рославле или «у Крычэве» (Кричев) «говоряць» - но акцент этот нужно выстроить, вызвучить и держать мастерски - нет ничего хуже, чем актер, неумело, вычурно, неестественно имитирующий диалект, «окающую» и вообще народную деревенскую речь!) – но потом подумал, что не так и нужен такому решению спектакля этот оживляж, и без него все есть. Актеры играют сами себя, как дышат, как чувствуют – значит, все в порядке. Я бы, может быть, предложил Г.Кокоткину подумать о том – надо ли иногда удерживать себя от взрыва страсти? Григорий Кокоткин – актер могучего потенциального трагического дарования, актер благородства, ему Несчастливцева играть – запросто, так зачем же, право, ему сдерживаться в каких-то случаях? Я вот как зритель потрясен его рассказом о гибели жены и сына, - так что же и потом пару раз за спектакль не сделать пару таких «выбросов на солнце»? Иногда всем сердцем чувствую вулканический потенциал, почему-то вдруг, на какой-то секунде, уводимый актером на понижение оборотов (а авиации это называется взлет на номинале, а не на взлетном). Мне кажется, такой актер, как Г.Кокоткин, уже не должен бояться переиграть, потому что достиг, на мой взгляд, мастерства. Он естественен. Очень точно держит он меру грани состояния почти безумного от горя человека, иногда великолепно создает мимолетную как бы его прострацию, отключение от событий, невозмутимость – это очень точно им сделано. Но пару форте после тонких меццо и простого форте порой хочется. Причем не только в сторону аффектированных, но порой и тихих, но обостренных чувств. Это театр, в конце концов, не кино. Можно не два форте, а два пиано – но два.

Как всегда, поразил своим сценическим и человеческим благородством и А.Алексеев. Актер тогда силен, когда скажешь: не вижу никого больше и никогда не увижу, кроме него, в такой-то роли. Да, это на сцене настоящий воин и порядочный человек – безусловно. Это мужчина: он самобытен, ненаряден. А.Алексеев для меня – эталон спокойной и достойной естественности актера. Это в его интерпретации получился пример для молодежи – актеры раньше были не просто любимы зрителем в положительных ролях, но и являли собой пример человека, личности, эталон некий, становились образами-символами у людей. (Гоголь, как известно, назвал театр не просто кафедрой, а как христианин тщательно уточнил: с которой можно много сказать миру добра, - а не чего ни попадя; это же уточнение осуществил и А.С.Пушкин в стихотворении «Памятник», тщательно разъяснив, что не просто чувства, а чувства добрые он лирой пробуждал). А.Алексеев благороден и при этом прост и точен, сурово опасается переигрыша и очень этим симпатичен. Единственно, мне показалось за несколько спектаклей с его участием, что иногда ему было бы нелишне тембральное и звуковысотное обогащение голоса в роли, немного добавить, быть может, интонационных оттенков, нюансировку в речи, ее мелодическом построении (речь всегда музыкально звучит в талантливой прозе – талантливая проза непременно музыкальна, интонационна и даже размерна, словно поэзия). На музыкальном языке – иногда добавить восходящих или нисходящих интервалов, уходя, таким образом, (разумеется, крайне дозированно) от некоторой порой остинатности в интонации.

Блистательна Е.Пасюкова своей ровно сильной, энергетически устремленной игрой, уверенной хваткой, напором. Как всегда ее выход – словно особенная интродукция в действии, вывод большой фигуры. Но мне показалось, что окончание ее сцены с Дугиным вышло немного спешно по режиссуре. Не дано было разыграться в этой тяжелейшей и обострённейшей сцене. (Прошу принять во внимание, что в те времена люди совсем не боялись чувств, не маскировали их – напротив, переживали их мощно и открыто, лирично и просто, это ощущается, например, по лучшим военным песням, по построению их мелодии, по тому, как их пели и слушали; это было поколение чувств. Во многом именно этими чувствами, и теми мелодиями песен они и победили в той войне). Как-то быстро сцена их встречи с Дугиным завершилась, имею в виду - по игровому темпу быстровато, не успевала энергия, летя в зал, затяжелеть (мне так показалось). Там бы пауз, что ли, больше, какой-то электрически напряженной и болезненной тоски, непереносимого душевного мучения – не знаю… Темп сцены немного, возможно, быстроват был – но это по вкусу, конечно. Обняться-то им дайте, хоть друг к дружке прижаться-то, помолчать, забыться нездешним забытьем на миг этот, вечности подобный… Пусть пауза такая будет "театральная", и в зале чтобы дергали носами и не стеснялись. Вообще в этой сцене, нужно дать актерам самим делать эти фермато непредсказумые, переживаемые тут же, во время спектакля. Метр спектакля (в музыкальном значении этого слова – не ритм, а именно метр) тут, в их сцене с Артемом, должен прекратиться, начаться непредсказуемое движение формы. Метр потом восстанавливается только с возвращением капитана с геройской звездой. А тут мне показалось – финал их сцены немного поспешил, а там и бой начался… Не развернуть в полную силу им на такой скорости дар душ своих. Может быть, больше какой-то чисто женской жалкости, несчастности… чтобы вот только одна жаль тоненькая от всей гимнастерки, ремня, сапог, осанки, выправки да бравости женской и офицерской и осталась… Она ведь и когда вначале упрекает его – уже она про себя плачет и рыдает по-бабьи, только не видно пока и не слышно этого за погонами и выправкой, и военной привычкой к скорбям, - но она ведь уже увидела его, эти тягостные слезные вздохи должны неслышимо, но явно прорываться как-то сквозь выспреннюю речь… Может быть, на этом вот срыве обиженной женщины-офицера в первородный плач и объятие родной шеи бабой, на глазах ставшей несчастной, и есть вся лирическая и трагическая сила этого образа? Может быть, подольше сгорает она, как свеча, между намерением уйти (в этом зритель не должен и капли сомнения иметь, что она вот-вот уйдет) и все же таким гуманным, таким человечным, таким женским неуходом - Евиным объятием мужа-то за родную шею, обретением его «телесного воска»?... Знаете, я вот и сейчас спокойно об этой сцене не могу вспоминать и говорить, война тогда на предел людей ставила, - ладно… Е.Пасюкова – большой мастер сосредоточенного воплощения эмоции, агрессии чувства – поэтому более тонкая проработка ряда каких-то деталей в роли, звуковысотных градаций в речи, мне кажется, только обогатила бы ее, а не помешала. Она иссохнуть, сгореть там должна вся, постареть… Ее партнер Д.Калязин – актер широчайшей градации, но здесь я не могу побороть свою зрительскую отсталость и косность: после гениального Обольянинова я, хоть ты убей меня, не смогу еще долго в полной мере воспринимать его в других ролях – это известная зрительская болезнь. Я мечтаю увидеть его когда-нибудь в пьесах А.Н.Островского – от Буланова и Великатова до Дульчина. Это актер классического, интеллигентного дарования.

Знаете, очень цельными показались и Е.Капустин, и А.Новиков. Есть чему у них поучиться в построении роли, расходовании силы. Мне кажется, А.Новикову можно было бы еще немного добавить нервности, злобы, безумия в поведении – они же все там были так или иначе в пехоте психически на грани срыва (но вообще эти страх и усталость все без исключения актеры-солдаты в этом спектакле показывают – и это совершенно поразительно! – их способность ощутить и передать это чисто военное, околосмертное чувство; они создают на сцене не внешние признаки, а саму атмосферу войны). Но важно то, что он своей игрой, несмотря на довольно дурной образ, создает атмосферу трагичности, а не только психоза – это очень дорогого стоит. Абсолютно целен и точен Е.Капустин в своей вере Христовой – искренне у него всё – единственно, в его последней сцене перед тем, как ему уйти, мне показался немного момент истеричности, конфликтного бытового отголоска в речи – это свойство не типично людям углубленно, а лучше сказать - открыто верующим. Они и в утверждениях, и в споре нередко смятенны, подвержены интонации сомнения, а он тут с ними словно ругаться начинает, и чуть в духе очереди в магазине. Он не должен уходить во вздорность. А в первой части роли Е.Капустин просто абсолютно органичен, точен до каллиграфии.

Восхищения также заслуживает игра А.Шаповал и ее создание образа любящей девочки-санитарки – как лирично, трогательно и тепло! Вообще в наше время столько целомудрия в молодых людях, актерах – опять тут нельзя ту икону не вспомнить – воистину дивны дела Твои, Господи! Вот уж правда где ищешь, то и обрящешь. Как же трогательна и хороша девчонка получилась – и в то же время как тепла, проста и человечна! С коленками своими открытыми и открытой любовью в этом царстве крови, смерти, проклятий и подавляемого ужаса. Великолепно режиссеры спектакля осознали и передали истинную гуманность этой пьесы, ее не-политичность. Дуэт ее с Одуванчиком – лирический шедевр, цветок какой-то юный благоуханный. Между прочим, А.Шаповал очень удалась передача этой девичьей тонкописи лирических градаций, это целомудрие, происходящее от любви (а от любви бывает именно целомудрие, а не бесстыдство).

Очень точны и трогательны Н.Нинидзе и Л.Хасанова в своем дуэте. Цельность выдерживания ролей и речевая динамика выверены. Не первый раз вижу Н.Нинидзе, исполняющую роль пожилых женщин (ранее – мать в «Поисках радости»), и поражаюсь всякий раз, я бы сказал, ее артистическому спокойствию, отсутствию попытки подробного, «достоверного» внешнего изображения при игре женщин значительно более старшего возраста (что вообще-то всерьез и невозможно – это вопреки физиологической природе человеческой и тем более женской…). Как обнаженно, напряженно, нервно и остро трагично – и в то же время как просто представляют героинь девушки! Н.Нинидзе в этой своей блаженности – величина. Потому что она – светится! Да, светится! И точно держит – не переигрывает, нигде лишний раз в «сценическую работу» не идет – правильно, единственно верно, и тоже чуть фресочно – обобщая в игре, не уходя в частности деталей сумасшествия, не лицедействуя, а просто живя в этой уже не земной блаженности. А подруга ее беременная, тоже – что за чудо игра актрисы! Ну как точно это спето – «дядька! дядька!» - ну просто стерильно верная интонация. Этот дуэт нужно показывать как пример мастерства, не часто встретишь такие талантливые женские дуэты в театре.

Отдельно хочу сказать о Р.Толоконникове. Знаете, в каждом спектакле вижу этого актера и нахожу для себя главную его черту – огромную актерскую совестливость. Это человек полной отдачи, честного труда. Это человек, работающий в полную силу. Он переживаний не экономит, себя не бережет. Я никогда не забуду этого великолепного Мышкина. Эту цельность всякой роли Родиона, начиная с блистательного Аллилуйи. Думаю, очень много надо было прочитать книг, чтобы так уметь вживаться в роли. Это – работник, а значит – человек и мастер с потенциалом. Все это касается и других в этом воистину уникальном сценическом коллективе, но именно Родион всерьез поразил меня в Мышкине. (Между прочим, в «Идиоте» еще поразил опять своей на первой взгляд неброской, а на самом деле мощной – внутренней - цельностью прекрасный актер Д.Опаричев в роли Иволгина).

Что касается дарования Р.Толоконникова, то оно, на мой взгляд – огромно. Я не могу забыть этого Мышкина. Он совершенно целен был от и до! Это же очень трудно – такая роль! Мифологическая, так сказать! Я не могу забыть его изображения фюрера в "Рядовых". Я не могу не видеть активной сценической умело направляемой динамики жестов и движений Р.Толоконникова, исходящей собственно от возникающих чувств, а не от науки, от естественности и направленности его самоотдачи – такой актер всегда затягивает в свое переживание публику, никогда не остается извне ее. Его эксцентрика видна - и не видна. Это лицедей – и человек весь в себе и сам собой. И лирика за ерничаньем – вот что ценно и важно! Призрак доброты, живости и тайной лирики какой-то. Его порывистость!

В этом ансамбле каждый актер самоценен, каждый по-своему (ведь даже В.Лысенко в коротком эпизоде с пистолетом целен – ест и ни о чем больше в этот момент не думает, всё забывает, в такой момент человек зоологичен, - и Д.Нурмухамметова, как Мадонна со своим дитя – у нее именно такое должно быть лицо), в этом коллективе нет эпизодических актеров.

В окончание скажу, что испытал во время спектакля еще один шок. Я никак не мог сразу понять, кто эта блистательная девушка, ослепительная красавица, которая открыла спектакль, а потом, к моему полному восхищению, оказалась за звукорежиссерским пультом в состоянии полной личной непринужденности. Когда узнал я, что это – Портниха из «Зойкиной квартиры» О.Попова, лишился было сперва дара речи; однако после обрел речь, когда она открыла второе действие и так взглянула в зал, что токи неиссякаемой энергетики, живости и властности, достойные польской или украинской панны гоголевских веков, молниями пыхнули и полетели в зал, будто золотистые лучи. Это не глаза, а истинно гоголевские очи! Теперь понятно, почему такая обалденная Портниха получилась в том спектакле. Актриса – во всём актриса. Вот это да-а-а! Молодец дивчина!

Знаете, еще хотел сказать вот о чем бы. Мне кажется – ну не нужна эта заставка с маршалом Жуковым вначале… Ну не знаю… Это пьеса – народная, и разговор в ней – о народе. Зачем политизировать?.. Зачем идеологизировать? Что это был подвиг народный – всем известно, о роли личности в истории можно подумать, почитав на сон грядущий «Войну и мир» или «Живые и мертвые»… Ну я не знаю… Может быть, почитать А.Я.Михайлову перед спектаклем Симонова того же, Бергольц, Суркова? Может быть, одними песнями перед спектаклем ограничиться? Кстати, насчет песен. Мне кажется, лучше давать их в старой аранжировке исполнителями той поры. Эта ударная установка в аранжировке как-то немного легкомысленна перед столь глубоким лирико-трагическим спектаклем, воспитывающим душу, подающим пример, заставляющим вспомнить святое.

…Ну зачем цитата из Г.К.Жукова? Вывод на пространство действия исторических, официальных фигур всегда что-то должен знаменовать. Что он знаменует в этом спектакле?..

И последнее. Спектакль этот нужно записать на видео, возить и показывать школьникам, дать больше представлений его к 9-му мая. Пусть молодежь увидит, что в современной жизни есть их сверстники, несущие в мир добро, а не просто так болтающиеся и прозябающие по жизни, пусть вспомнят о Добре своих предков, пусть поймут, что живут на Родине. Ребята так поставили спектакль, что это получится.

 

А.Вульфов


Аросева О.А. на съемках фильма о легендарных актрисах Театра Сатиры

E-mail Печать PDF

23 февраля 2012 г.  продолжались съемки документального фильма "ВОСЕМЬ СТРАСТНО ЛЮБЯЩИХ ЖЕНЩИН" (режиссер Н.Сухорукова, оператор Н.Викторов, продюсер М.Косырев-Нестеров). Съемки проходили на даче Народной артистки СССР О.А.Аросевой во Внуково. Ольга Александровна рассказала о своем творческом пути в Московском Академическом театре Сатиры. По случаю масленицы было устроено застолье.  Хозяйка сама участвовала в приготовлении многих блюд.  В съемках принимали участие близкие и родственники знаменитой актрисы. Фильм создается по заказу Министерства культуры Российской Федерации.

НИЖЕ МЫ ПЕЧАТАЕМ ВПЕЧАТЛЕНИЯ ОТ СЪЕМОЧНОГО ДНЯ РЕЖИССЕРА НАТЭЛЛЫ СУХОРУКОВОЙ:

От дачного поселка до Москвы по пустому шоссе без пробок минут 40 езды. Сейчас у Ольги Александровны водитель, а раньше она сама была за рулем. Теперь она уже и не вспомнит, когда гоняла по свободной дороге. Сейчас время в пути до театра 2 часа и столько же обратно. В театре Аросева бывает 5-6 раз в месяц. Почти также часто ездит на телевизионные съемки.

Жизнь на природе актриса предпочла суматошной Москве лет 40 назад. Здесь набирается сил, сюда приезжают родственники и друзья. Для того и дом построила – по собственному проекту. В тишине, если не летают самолеты (дачный поселок недалеко от Внуково), спокойно работается: Ольга Александровна пишет книгу об отце. Несколько раз в неделю к ней приезжают редакторы.

Мы приехали к Ольге Александровне в разгар масленицы. По случаю встречи с родственниками, она затеяла блины, по своему рецепту. Повезло и нам - мы их попробовали, «изюминкой» оказалась добавленная в тесто рюмка водки. Кстати, и водку пили, и не простую, специальную «аросевскую» (настоянную на клюкве).

Увидели знаменитые шляпки пани Моники: они в несметном количестве хранятся в доме. И это не экспонаты, которые нельзя трогать руками. Многим из них хозяйка подарила «вторую жизнь»: какие-то надевает на телевизионные съемки, в каких-то играет в театре.

Почти целый день мы провели с легендарной Аросевой – обаятельной и острой на язык. Наверное, она   устала от съемки, но, как человек вежливый, для каждого из нас нашла добрые слова. Продюсеру посчастливилось больше всех – ему Ольга Александровна вручила свою книгу кулинарных рецептов с дарственной надписью. Оператор ей тоже понравился – человек скромный, вопросов не задавал, ничего не просил. Ну а режиссер оказалась вредной, на редкость «доставучей» и занудливой: все норовила узнать что-то такое, чего, возможно, нет в многочисленных заметках и интервью с великой актрисой.

"ВОСЕМЬ СТРАСТНО ЛЮБЯЩИХ ЖЕНЩИН" в гостях у Н.А.Защипиной

E-mail Печать PDF

2 февраля 2012 г. были продолжены съемки фильма "Восемь страстно любящих женщин" (режиссер Натэлла Сухорукова, продюсер Михаил Косырев-Нестеров) о знаменитых актрисах Московского академического театра Сатиры. Съемочная группа побывала в гостях у Заслуженной артистки РФ Натальи Защипиной.
В четырехлетнем возрасте на Наташу обратил внимание режиссер фильма «Жила-была девочка» и пригласил ее сниматься. Она сыграла роль Кати – маленькой блокадницы, стойко переносящей наравне со взрослыми все тяготы войны.
Спустя год, в 1945 году, Наташа снялась в роли Лидочки в детском фильме Ильи Фрэза «Слон и веревочка». Партнершей юной актрисы была знаменитая Фаина Раневская, которая назвала девочку «живым чудом». Защипина поступила во ВГИК (маст.О. Пыжовой).  И вскоре была принята в Московский Театр Сатиры, где работает до сих пор. Гостеприимная, хлебосольная  хозяйка, жизнерадостный и живой человек Н.А.Защипина рассказала съемочной группе о своей творческой  и частной жизни. В съемках принял участие сын Н.Защипиной - Михаил Защипин, сыгравший в детстве в знаменитом спектакле  театра Сатиры "Малыш и Карлсон".  Фильм снимается при  участии Министерства культуры РФ,

"ВОСЕМЬ СТРАСТНО ЛЮБЯЩИХ ЖЕНЩИН"..... продолжение...

E-mail Печать PDF

19 января 2012 г. возобновились съемки фильма "Восемь страстно любящих женщин".

В этот день был поставлен рекорд по количеству звезд - знаменитых актрис Московского театра Сатиры - участвующих в съемках в течение одного дня. Утро началось в гостях у актрисы Нины Архиповой, к которой в гости приехала Вера Васильева. Группе удалось снять уникальную встречу двух подруг. Их размышления о прошлом и настоящем театра, о любви, о близких никого не оставят равнодушными. Вечером того же дня съемочная группа в составе режиссера Н.Сухоруковой, оператора Н.Викторова и продюсера М.Косырева-Нестерова снимала в здании театра поздравление актрис блистательному главному дирижеру театра Сатиры Андрею Семенову по случаю премьеры мюзикла "Дороги, которые нас выбирают". В поздравлении принимали участие Вера Зелинская, Нина Корниенко и Валентина Шарыкина. Невозможно в двух словах пересказать великолепную искреннюю импровизацию актрис. Каждая исполнила музыкальный номер из знаменитого спектакля "Секретарши". После этого актрисы собрались в гримерной комнате и вспоминали о былом театра и делились своими мыслями о настоящем. Фильм снимается при участии Министерства культуры РФ,

Страница 36 из 39