Трагическая нелепая смерть 22-х летнего Дани Певцова, выпускника талантливейшей актерской мастерской ВГИК А.Я.Михайлова повергла всех нас в шок. На нашем сайте мы неоднократно публиковали рецензии на спектакли мастерской - и в частности на спектакль "Зойкина квартира", где был занят Даниил. Светлая память....
Вадим Цаликов снял на нашей студии два фильма о бесланской трагедии "Отставной учитель" и "Беслан. Надежда". Эти фильмы были показаны по ТВ, получили огромное количество призов на кинофестивалях. Боль трагедии не утихает до сих пор. В еженедельнике "Аргументы и факты" № 35 опубликована статья Полины Иванушкиной - "Бесланский роман". «После каждого фильма казалось: всё, больше не смогу прикасаться к этой теме, нет сил, а потом понимал, что не могу не снимать…», - говорит В.Цаликов. Жена документалиста Фатима Аликова значится в титрах: ассистент режиссёра. Фатима, корреспондент местной газеты, оказалась в числе заложников. «Я хочу, чтобы Фатя и все заложники как можно скорее забыли об этом. И чтобы мы помнили - вечно».
Если есть на земле город, где время лечит, пусть это будет Беслан.
Полностью статью в еженедельнике "Аргументы и факты" читайте по ссылке:
http://www.aif.ru/society/article/54603
"В создаваемый Тарковским мир вошла актриса, обладающая даром прозрения, равного замыслу масштаба. Это зыбкое состояние метерлинковского ожидания, исполненное мимолетностей и нечаянных ощущений. Она красива, великолепна в скромном дачном наряде, с тяжелым пуком волос, с таинственной полуулыбкой, ибо она и здесь, сейчас, и в не известном никому прошедшем — далеком и близком."
(Ирина Шилова о Маргарите Тереховой в фильме "Зеркало")
В 2004 году на нашей студии Маргарита Терехова завершила экранизацию чеховской "Чайки".
1 мая продолжались съемки документального фильма из цикла "ВОСЕМЬ СТРАСТНО ЛЮБЯЩИХ ЖЕНЩИН" о знаменитых актрисах Московского театра Сатиры. Фильм снимается при государственной финансовой поддержке Министерства культуры РФ. Актриса театра Нина Архипова, известная по спектаклю "Проснись и пой", фильмам Н.Михалкова "Утомленные солнцем" и др. пригласила режиссера Натэллу Сухорукову в гости.
Первое мая для актрисы Театра Сатиры Нины Николаевны Архиповой, Народной артистки РФ, день всегда страшно суматошный. Не маевки с демонстрациями и не дачные посадки не дают провести его спокойно. 1 мая она родилась. В этом году отмечала свой 91-й день рождения!
Визиты с самого утра: из театра забегают поздравить те, кто не может остаться на вечернее торжество – в театре идут репетиции даже в праздники. Для цветов не хватает ваз!
Заранее начинаются хлопоты, - гостей тут принято вкусно и обильно кормить. В этот день дома у Нины Николаевны – всегда аншлаг. И это не одна какая-то компания, каждый раз за огромным столом, кроме постоянных друзей и родственников, собираются разные люди. Но всегда больше 20 человек!
Даже за таким столом все рассаживаются с трудом. Пришли приятельницы из театра, забежала на полчаса между репетициями Вера Кузьминична Васильева – не было случая, чтобы она не поздравила свою подругу. Трое детей с мужьями и женами, внуки и правнуки, а еще друзья юности. Один из правнуков привел свою невесту, - Нина Николаевна была счастлива! Очень довольная, она сообщила мне, что правнуки рассказывают ей даже о своих сердечных делах.
То и дело Нина Николаевна отвлекается от застолья, бросать гостей заставляют непрерывные звонки. Звонят из родного Театра Сатиры и из других театров, звонят просто приятели, журналисты и режиссеры, да еще правнуки из других стран, те, что уехали отдыхать на майские праздники.
Нина Николаевна пояснила: «Учтите, это я еще не отмечаю день рождения. Это так, просто, близкие собрались… В прошлом году отметила 90-летие и хватит!»
Стол для гостей раздвинут в самой большой комнате, в комнате Георгия Павловича Менглета. Здесь все осталось так, как было при его жизни. Нина Николаевна и дети считают ее домашним музеем. И то, что все собираются именно здесь, имеет еще один смысл. Так случилось, что Георгий Павлович Менглет, Жорик, как его называли все, включая детей, внуков и правнуков, умер в день рождения Нины Николаевны, 1 мая.
И первый тост тут произносят за него - за добродушного и остроумнейшего человека, за талантливого актера, который ставил театр и свою профессию превыше всего и за мужа, который так любил свою Ниночку!
28 апреля 2012 года завершился XIV МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ "DetectiveFEST"
В номинации "Гражданское общество" - о борьбе граждан за свои права"
Победитель:
«Раз жена, два жена. Дагестанские истории»,
Киностудия «М»-Фильм». Россия. 2012
Поздравляем режиссера Натэллу Сухорукову и весь творческий коллектив фильма с наградой. Фильм снят при государственной финансовой поддержке Министерства культуры РФ.
Информация на сайте фестиваля: http://www.detectivefest.ru/russian/
Искусство
Рядовые сцены
СОБЫТИЕ
Несколько дней до «Рядовых» в исполнении этого же сценического коллектива видел спектакль «Идиот» по роману Ф. Достоевского. Над сценой висела большая икона Спасителя. Вначале подумал: так ли нужна она?
Но, посмотрев «Рядовых» Алексея Дударева, понял: нужна и очень дорогого стоит. Но не в смысле сценического оформления. Выдающийся мастер и учитель Александр Яковлевич Михайлов дал своим воспитанникам помимо несомненного профессионализма главное – нравственность. Без неё в душе выходить на сцену – что без молитвы скальпель над больным заносить. Она не реквизит – благословение. Посмотрев «Рядовых», замечательно честную, мудрую, но откровенно «идейную» пьесу сугубо военно-патриотического содержания, казалось бы, – простую, советскую, не классику, понял: под иконой воспитаны эти актёры мастером.
Главное, что хочется сказать создателям спектакля «Рядовые» – Григорию Кокоткину и Родиону Толоконникову – студентам-выпускникам вгиковской мастерской А. Михайлова, спасибо. В первую очередь за сам подход к теме войны, давно освоенной и пропетой (но её, как родник, до конца никогда не испьют, эти страсти и горе неутолимы). Поразила фресочность в их подходе. Не натурализм, не «правда о войне», а именно внутреннее понимание священства памяти о тех событиях (простите за штиль). Неброско, целомудренно, как о святом – как и подобает. Молодые люди так к этому относятся – это дорогого стоит. Не то что в театр ходить – это жить побуждает, коли в душах молодых такое ещё есть. Иконопись душевная – она вот в таком, доброделание христианское – оно именно такое. Люди плачут в зале – вот что. Всякое ТВ и прочее шоуподобное сегодня больше людей хихикать учит, а здесь два молодых парня учат людей помнить святое и плакать слезами добрыми.
Молодцы – меры не пережали. Спектакль именно памяти, а не «воссоздание обстановки» – так я понял его. Хотя поразительным образом создаётся атмосфера войны, боёв – она заложена в естественной актёрской простоте, как раз в отсутствии злоупотребления батальностью, а не наоборот, хотя без грохота, криков и пальбы тут не обойдётся. Актёры играют сами себя, как дышат, как чувствуют – значит, всё в порядке.
Как всегда, поразил своим сценическим и человеческим благородством Артём Алексеев – исполнитель главной роли (Дугин). Актёр тогда силён, когда скажешь: не вижу никого больше, кроме него, в такой-то роли. Да, это на сцене настоящий воин и порядочный человек – безусловно. Это мужчина: он самобытен, ненаряден. А. Алексеев для меня – эталон спокойной естественности актёра. В его интерпретации образ Дугина получился примером для молодёжи – рыцарем: вспомним, как актёры раньше были не просто любимы зрителем, но и являли собой пример личности, становились образами-символами у людей.
Хороша Е. Пасюкова (Вера) своей ровно сильной, энергетически устремлённой игрой, уверенной хваткой, напором. Как всегда, её выход – словно особенная интродукция в действии. Весьма цельными показались Е. Капустин (Соляник) и А. Новиков (Буштец). Важно то, что своей игрой, несмотря на довольно дурной образ, А. Новиков создаёт атмосферу трагичности, а не только психоза – это очень дорогого стоит. Абсолютно целен и Е. Капустин в убеждённой вере Христовой своего персонажа – искренне у него всё, порой он точен до каллиграфии.
Восхищения также заслуживает игра А. Шаповал (Лида) и её создание образа любящей девочки-санитарки – как лирично, трогательно и тепло. Вообще в наше-то время столько целомудрия в молодых людях – опять нельзя ту икону не вспомнить – просто удивительно! Дуэт её с Р. Толоконниковым (Одуванчик) – лирический шедевр, цветок какой-то юный, благоуханный. Между прочим, А. Шаповал очень удалась передача этой чисто девичьей тонкописи лирических градаций, целомудрия, происходящего от любви (а от любви бывает именно целомудрие, а не бесстыдство).
Очень точны и трогательны в своём дуэте Н. Нинидзе (Наста) и Л. Хасанова (Люська). Не первый раз вижу Н. Нинидзе, исполняющую роль пожилых женщин, и поражаюсь всякий раз, я бы сказал, её артистическому спокойствию, отсутствию попытки «достоверного» внешнего изображения. Как обнажённо, нервно и остро трагично и в то же время как просто представляют своих героинь – несчастных страдалиц войны – девушки! Нечасто встретишь такие талантливые женские дуэты в современном театре.
Отдельно хочу сказать о Р. Толоконникове. В котором уже спектакле вижу этого актёра и нахожу для себя главную его черту – огромную профессиональную совестливость. Это человек, работающий в полную силу. Переживаний он не экономит, себя не бережёт. Что касается дарования Р. Толоконникова, то оно, на мой взгляд, – огромно. Это лицедей, и при этом человек весь в себе и сам по себе – вот что ценно и важно!
Каждый актёр здесь получился индивидуальным по-своему (ведь даже В. Лысенко в коротком эпизоде глухонемого немца с пистолетом, убившего Дугина, целен: ест и ни о чём больше от страшного голода не думает, всё забывает, в такой момент человек зоологичен). А Д. Нурмухамметова (Женщина) – безмолвная Мадонна со своим дитём – мимически точно выразила именно возвышенную сущность Матери.
Александру Яковлевичу Михайлову за таких детей и другим всем их педагогам – искренний земной поклон. Это настоящие рядовые сцены. Они на верной службе.
Алексей ВУЛЬФОВ
В Ярославле в Государственном академическом театре драмы им. Федора Волкова в рамках фестиваля "Будущее театральной России" состоялся показ спектакля студентов ВГИК (мастерской А.Я.Михайлова) "ЗОЙКИНА КВАРТИРА". На нашем сайте мы не раз писали о спектаклях этого замечательного курса. Читайте рецензию А.Б.Вульфова по ссылке. Эта рецензия (в сокращенном виде) была также напечатана в "Литературной газете".
На спектакле в Ярославле побывал большой поклонник курса А.Я.Михайлова писатель, композитор, публицист Алексей Вульфов. Мы попросили А.Вульфова поделиться своими впечатлениями.
Еще о «Зойкиной квартире» (ярославский вариант)
Просмотр спектакля на фестивале в Ярославле 20 апреля с.г. показал, что в целом спектакль сохранил все лучшие краски, которые так поразили при первых знакомствах с этой постановкой. Но порадовали и новые впечатления.
Хочется отметить превосходную, просто чемпионскую игру актрисы А. Степановой исполнившей роль Портнихи. Блистательно найденный смех, кошмарные серебряные зубы, цельность, яркость и точность исполнения несомненно стали обогащением спектакля. Это, как говорил композитор Г.В.Свиридов – патент. Посмею даже назвать это школой мастерства. Многие актеры стали известными по эпизоду, за чистую свою краску, а не набором и напором эмоций некой долгой роли – и это очень хорошо, когда внутренне богатство актера концентрированно передается через эпизод или короткую роль. Просто блеск, молодчина! И законные аплодисменты. Кунстштюк чистой воды! Это – несомненно новое событие спектакля, который сам мало-помалу стал неким событием культурной жизни страны, новым и законно заметным явлением.
Особо хочется отметить игру исполнительницы главной роли (Зои Пельц) О.Поповой. Возможно, мое мнение слишком спорно и индивидуально, но все-таки прошу разрешения выразить его. После блистательной игры Е.Пасюковой, казалось бы, трудно что-то новое открыть в этой в целом понятной, очевидной по персонажу роли. Но О.Попова, я считаю, нашла. Более того, она проявила мужество и достоинство, поставив свои актерские чувства и возможности (помню ее Портнихой – совершенный блеск, ничем не хуже А. Степановой, просто сыграно по-другому, очень самобытно и ярко) на второй ряд по отношению к смысловой и образной системе М.А.Булгакова, которую актриса, такое впечатление, осознав, подняла выше себя. Хочется отметить, что Булгаков не любит всех этих своих «бывших» из «чистой публики» так же сатирично и яростно, как и пресловутую Аннушку из простонародья (вспомните страшную пророческую его вещь «Дом Эльпитрабкоммуна», вспомните ту самую Аннушку, которая уже пролила подсолнечное масло, и т.д.). Нэпманы ему неприятны в целом. Даже профессор Преображенский ведь представлен Булгаковым не столь мягко, как несравненным Е.Евстигнеевым. И почти святой профессор Персиков нарисован М.А.Булгаковым не без ерничанья. А уж Зойка – и говорить нечего. Это - исчадье ада, содержательница притона, существо вульгарное. И вот этой самой вульгарностью, грубостью и одноплановостью своего персонажа, не забывая про это ни в жестах, ни в позах, ни в манере и музыке речи, работая абсолютно цельно, актриса О.Попова не побоялась подпортить себе сценическую жизнь ради булгаковской правды. Ее Зоя Пельц ближе к исходному булгаковскому замыслу, чем у Е.Пасюковой, которая в игре больше дает тонкого и личного. Средней руки светская шлюха с энергией бандерши и предприимчивостью (чего стоит только фамилия-вспышка-взрыв – Пельц!), мечтающая на склоне лет (О.Попова передала и это в ущерб своей молодости и красоте) вырваться из окружающего коммунистического абсурда и устроить оставшуюся жизнь в Париже, который снится ей в сладких снах, вряд ли, даже любя Павлика, станет проявлять особую пылкость – она весьма устала от жизни и даже от любви в силу характера своего бытия - хотя О.Попова сумела показать любовь своей героини к Павлику, но тоже деловитую такую любовь, от тела и ума. Ее Зойка груба, решительна, цинична и даже примитивна в своей эгоистической энергии (она, между прочим, хлебнула и «прелестей» революции, оставшись в России в 17-м году, так что нервы тоже никуда) – думается, смех ее после сцены совращения Аллы Вадимовны у О.Поповой вышел даже слишком уж мефистофельски громок, возможно, хабалистая улыбка с пониманием вещей была бы уместнее. Отсутствие тонкостей тембровых и высотных перепадов в речи при таком решении роли здесь совершенно уместно, хотя и тяжело для актрисы.
Я очень жалею, что, поддавшись усталости от пути в Ярославль и влиянию общего настроя в целом туговатого, вязкого зала[1], я в конце не крикнул браво актрисе О.Поповой, и сейчас виню за это себя и запоздало кричу ей: браво! Как раз она заслужила полного одобрения за свою порядочность в осознании и представлении роли. Между прочим, в пьесе сам Булгаков несколько задвигает Зойку Аметистовым во втором действии, и актриса совершенно правильно не пытается при нём солировать, уходя в аккомпанемент. Между прочим, сам Булгаков в конце пьесы вообще останавливает раскрытие образа Зойки, такое впечатление, что она ему самому уже не столь интересна. Он ведь почти совсем не дает актрисе как-либо передать ее отношение к произошедшему после убийства Гуся – «прощай, моя квартира» – и всё. Даже кражу денег она воспринимает почти деловито, «профессионально», с понимаем вещей, как пилот воспринимает возникшую неисправность. Понятно, что в оригинале пьесы финал не такой, но Зойке Булгаков не дает там внятно дополнительно раскрыться, сосредоточиваясь на милицейском конце. («Зойкина квартира», сатирические миниатюры и рассказы, отчасти «Театральный роман» - это ведь всё большие или малые этюды перед генеральным полотном – «Мастером и Маргаритой». Всё это выстроение системы образов будущей планеты. Это создание гардероба с куклами для генерального спектакля).
Думаю, что О.Попова, как и Е.Пасюкова, несомненно привнесла индивидуальную краску в исполнение роли этого персонажа, сыграв роль с высоким профессионализмом. Нет сомнения, что актриса с таким мощным энергетическим потенциалом, как О.Попова, могла бы при желании найти и развернуть любую тонкопись и эксцентирику в этой роли – если бы сочла возможным поставить себя выше образа, представленного классиком, а она совестливо не стала делать этого, служа смыслу пьесы и логике действия, взаимоотношению с другими героями.
Что до сцен Аметистова (А.Алексеев) с Обольяниновым (Д.Калязин), Аллилуи (Р.Толоконников), Г.Кокоткина с манекеном, Н.Нинидзе с ее «дайте мне папиросу», то это стало в ряду любимейших театральных сюжетов в жизни. Это стало даже частичкой жизни. Незаметно для себя стал цитировать реплики в их манере – а реплики в фильмах и пьесах становятся любимыми чаще всего не за свое содержание, а за то, как преподносят их любимые актеры, вселяя в простые порой слова творческий дух и талант. Спасибо за это.
Артем Алексеев, конечно, великолепен.
В движении спектакля могу отметить некоторую появившуюся усредненность темпа, сокращение некоторых пауз, чуть ослабившуюся акцентуацию деталей, несколько приглаженные некоторые эмоциональные прорывы, от чего чуть-чуть приопустились пики восприятия. Но ведь смотрю-то этот спектакль четвертый раз - возможно, от этого.
Да и в большом зале, как обычно, что-то теряется, актерам приходится громче говорить, сильнее играть – понятно.
Пошел бы еще!
Последнее. При ударе ножом такого размера в спину (теперь почему-то со стороны зрителя) нужно, чтобы Гусь если не крикнул, то крякнул или хотя бы сильно вздрогнул для порядку. Такой засапожник хоть на секунду, но заставит подать голос. Как-то покладисто реагирует вообще-то превосходно, очень тонко и смешно сыгранный Гусь на свою гибель (Д. Опаричев).
Есть ли нормальная видеозапись этого чуда-спектакля? Очень хотелось бы ее иметь.
А.Вульфов
[1] Это не очень радостно удивило: в первом театре России, в одном из самых театральных ее городов, думалось, в зале будет больше и атмосферы ажиотажа, и молодой приподнятости ожидания, и просто движений ответных зрительских чувств, какой-то радостности – авт.
Страница 36 из 40